Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 78]

ленной системы, не безликий объект управления стоящих над ним институтов и организаций, а субъект социального процесса, всецело ответственный за все общественные дела.
Такой человек
выступает как творец всех и всяких норм жизни, как творец самого себя.
Социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт, в первую очередь, сформировал себя, из богатств человеческой культуры "вырастил” свое сокровенное "я".
Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто накопил вне содержания своей жизни эти богатства, "оброс снаружи" цивилизованностью и научился пользоваться результатами творчества, потреблять их как средства, а в том, чтобы он отождествил свое "я" с содержанием культуры, слил с ее жизнью свою жизнь, с ее целями свои цели и тем самым сделал смыслом своей жизнедеятельности все подлинно человеческое в человеке
[20].
Для оценки параметров процесса постижения социального опыта принципиальное значение имеет точка зрения Г.
Е.
Глезермана, который считает, что понятие "социализация" не исчерпывает всего многообразия взаимоотношений личности и социальной среды, что оно по содержанию уже, чем понятие "формирование человека"
[56].
Однако именно узость понятия "социализация" имеет определенные преимущества, т.к.
позволяет более конкретно и целенаправленно отразить природу вхождения личности в конкретную общественную среду.

Э.В.Соколов справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным культурным потенциалом
[169].
В современных условиях непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности продолжается всю жизнь.
Граница во времени между воспитанием, как подготовкой к жизни, и самой жизнью во многих отношениях стирается.
С другой стороны, разные стадии развития
детство, отрочество, юность нельзя рассматривать как
[стр. 60]

60 всецело ответственный за все общественные дела.
Такой человек
не перекладывает ни доли своей реальной ответственности на существующие правила и нормы.
Он сам выступает как творец всех и всяких норм жизни, как творец самого себя.
Социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт, в первую очередь, сформировал себя, из богатств человеческой культуры "вырастил" свое сокровенное "я".
Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто накопил вне содержания своей жизни эти богатства, "оброс снаружи" цивилизованностью и научился пользоваться результатами творчества, потреблять их как средства, а в том, чтобы он отождествил свое "я" с содержанием культуры, слил с ее жизнью свою жизнь, с ее целями свои цели и тем самым сделал смыслом своей жизнедеятельности все подлинно человеческое в человеке59 .

В процессе социализации формирующаяся личность усваивает социальнокультурный опыт, интериоризирует общественные ценности, требования и нормы, вырабатывает социально оправданную мировоззренческую позицию, овладевает способами общественного поведения и деятельности, утверждает в себе готовность и способность квалифицированно, ответственно и эффективно выполнять социальные роли в сфере экономики, политики, культуры и права60 .
Для оценки параметров процесса постижения социального опыта принципиальное значение имеет точка зрения Г.Е.Глезермана61 , который считает, что понятие "социализация" не исчерпывает всего многообразия взаимоотношений личности и социальной среды, что оно по содержанию уже, чем понятие "формирование человека".

Однако именно узость понятия "социализация" имеет определенные преимущества, т.
к.
позволяет более конкретно и целенаправленно отразить природу вхождения личности в конкретную общественную среду.

Понятие "социализация" прочно вошло в практику учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи.
Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом детства и юношества (как это, в частности, делает Н.
В.
Андреенкова).
Э.
В.
Соколов62 справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным культурным потенциалом.
В современных условиях непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности продолжается всю жизнь.
Граница во времени между воспитанием как подготовкой к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается.
С другой стороны, разные стадии развития
– детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры.
С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития.
Сложность и противоречивость усвоения социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью.
Выполняя различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими.
Более того, в каждом виде социально-культурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию.
59 Батищев Г.
С.
Активный характер воспитания//Новые исследования в педагогических науках.
1965.
Вып.
V.
С.
73 – 79.
60 Ариарский М.
А.
Роль учебных заведений профтехобразования в социализации личности будущего рабочего/Материалы Международного семинара по профессионально-техническому образованию 6 – 8 октября 1972 г.
Народная Республика Болгария, София, 1972.
С.
171 – 183.
61 Глезерман Г.
Е.
Формирование, воспитание, самовоспитание личности.
//Вопросы философии.
1976.
№ 4.
С.
27 – 41.
62 Соколов Э.
В.
Культура и личность.
Л.: Наука, 1972.
228 с.


[стр.,66]

66 положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Одним из важнейших результатов осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования теории и практики социально-культурной деятельности во всех ведущих сферах ее проявления стало обоснование следующих ее принципов, на которых строятся механизм эффективной организации духовной жизни общества и технология формирования личности как субъекта культуры:  добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;  развития инициативы и самодеятельности;  комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;  дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;  преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;  взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, инфрмационно-просветительной, интегративнокоммуникативной и рекреативно-игровой функции;  единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;  эстетизации общественной жизни.
Понятие «социализация» прочно вошло в практику учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи.
Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом детства и юношества (как это, в частности, делает Н.
В.
Андреенкова).
Э.В.Соколов77 справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным культурным потенциалом.

В современных условиях непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности продолжается всю жизнь.
Граница во времени между воспитанием как подготовкой к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается.
С другой стороны, разные стадии развития
– детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры.
С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития.
Сложность и противоречивость усвоения социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью.
Выполняя различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими.
Более того, в каждом виде социально-культурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию.
Формирование и развитие личности – это неповторимый избирательный путь познания и опыта, особенность которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой микросреды и рядом других факторов и обстоятельств.
Развитие личности не ограничивается усвоением и интериоризацией внешних отношений.
Оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности, новых ее структур, новой их экстериоризации.
77 Соколов Э.
В.
Культура и личность.
Л.: Наука, 1972.
228 с.

[Back]