подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры. С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития. Сложность и противоречивость усвоения социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью. Выполняя различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими. Более того, в каждом виде социальнокультурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию, формирование и развитие личности это неповторимый избирательный путь познания и опыта, особенность которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой микросреды и рядом других факторов и обстоятельств. Развитие личности не ограничивается усвоением интериоризацией внешних отношений. Оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности, новых ее структур, новой их экстериоризации. Анализ различных аспектов становления личности подтверждает комплексный характер формирования социально-культурного опыта подрастающих поколений и убедительно показывает, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько он педагогически осознан, корректно управляем, насколько стал предметом обучения и воспитания. Существенный прогресс в разработку научных основ вовлечения формирующейся личности в мир культуры достигнут в исследованиях и практической деятельности отечественной школы социальных педагогов, сумевших раскрыть особенности воспитательного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек в условиях открытой социальной среды, когда ведущим мотивом их поведения выступает интерес. Педагогика 90-х годов XX века |
61 Формирование и развитие личности – это неповторимый избирательный путь познания и опыта, особенность которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой микросреды и рядом других факторов и обстоятельств. Развитие личности не ограничивается усвоением и интериоризацией внешних отношений. Оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности, новых ее структур, новой их экстериоризации. Анализ различных аспектов становления личности подтверждает комплексный характер формирования социально-культурного опыта подрастающих поколений и убедительно показывает, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько он педагогически осознан, корректно управляем, насколько стал предметом обучения и воспитания. Формирование социально-культурного опыта – это, в первую очередь, область педагогики, но на практике мы сталкиваемся с противоречием, выражающимся в том, что исследования его закономерностей сегодня в большей мере захватили философию, социологию, прикладную культурологию, общую и социальную психологию, и в гораздо меньшей степени – собственно педагогику. В течение многих лет усилия теоретиков отечественной педагогики были направлены на разработку примерного содержания воспитания школьников, в рамках которого раскрывалась методика социализации и инкультурации учащейся молодежи. Однако сложность этого процесса, требующего вариативности и учета конкретной специфики объекта воздействия (от индивидуальных способностей, наклонностей, дарований до особенностей микросреды), не позволила внедрить в широкую практику разрабатывавшиеся четверть века рекомендации63 . Существенный прогресс в разработку научных основ вовлечения формирующейся личности в мир культуры достигнут в исследованиях и практической деятельности отечественной школы социальных педагогов64 , сумевших раскрыть особенности воспитательного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек в условиях открытой социальной среды, когда ведущим мотивом их поведения выступает интерес. Педагогика 90-х годов XX века обогатилась рядом оригинальных исследований Северозападного отделения Российской Академии образования по культурологическим аспектам обучения и воспитания65 , позволившим раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса. Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной, и в первую очередь философской мысли. Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем. Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида66 , то в 90-е (особенно после 1996 года) 63 Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984. 144 с. 64 Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М. , 1994. 262 с; Вульфов Б. З. Суть парадоксов воспитания. М., 1994. 216 с.; Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. 136 с.; Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.; Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.; Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др. 65 Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. 180 с.; Вып. 2. СПб., 1997. 200 с. 66 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. 268 с.; Давидович В. Б., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 264 с.; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с. и др. 66 положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы. Одним из важнейших результатов осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования теории и практики социально-культурной деятельности во всех ведущих сферах ее проявления стало обоснование следующих ее принципов, на которых строятся механизм эффективной организации духовной жизни общества и технология формирования личности как субъекта культуры: добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности; развития инициативы и самодеятельности; комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества; дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения; преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры; взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, инфрмационно-просветительной, интегративнокоммуникативной и рекреативно-игровой функции; единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей; эстетизации общественной жизни. Понятие «социализация» прочно вошло в практику учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи. Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом детства и юношества (как это, в частности, делает Н. В. Андреенкова). Э.В.Соколов77 справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным культурным потенциалом. В современных условиях непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности продолжается всю жизнь. Граница во времени между воспитанием как подготовкой к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается. С другой стороны, разные стадии развития – детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры. С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития. Сложность и противоречивость усвоения социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью. Выполняя различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими. Более того, в каждом виде социально-культурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию. Формирование и развитие личности – это неповторимый избирательный путь познания и опыта, особенность которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой микросреды и рядом других факторов и обстоятельств. Развитие личности не ограничивается усвоением и интериоризацией внешних отношений. Оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности, новых ее структур, новой их экстериоризации. 77 Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с. 67 Анализ различных аспектов становления личности подтверждает комплексный характер формирования социально-культурного опыта подрастающих поколений и убедительно показывает, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько он педагогически осознан, корректно управляем, насколько стал предметом обучения и воспитания. Формирование социально-культурного опыта – это, в первую очередь, область педагогики, но на практике мы сталкиваемся с противоречием, выражающимся в том, что исследования его закономерностей сегодня в большей мере захватили философию, социологию, прикладную культурологию, общую и социальную психологию, и в гораздо меньшей степени – собственно педагогику. В течение многих лет усилия теоретиков отечественной педагогики были направлены на разработку примерного содержания воспитания школьников, в рамках которого раскрывалась методика социализации и инкультурации учащейся молодежи. Однако сложность этого процесса, требующего вариативности и учета конкретной специфики объекта воздействия (от индивидуальных способностей, наклонностей, дарований до особенностей микросреды), не позволила внедрить в широкую практику разрабатывавшиеся четверть века рекомендации78 . Существенный прогресс в разработку научных основ вовлечения формирующейся личности в мир культуры достигнут в исследованиях и практической деятельности отечественной школы социальных педагогов79 , сумевших раскрыть особенности воспитательного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек в условиях открытой социальной среды, когда ведущим мотивом их поведения выступает интерес. Педагогика 90-х годов XX века обогатилась рядом оригинальных исследований Северозападного отделения Российской Академии образования по культурологическим аспектам обучения и воспитания80 , позволившим раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса. Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной, и в первую очередь философской мысли. Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем. Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида81 , то в 90-е (особенно после 1996 года) их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Уровень этих публикаций весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество82 . Наиболее точно сущность и направленность 78 Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984. 144 с. 79 Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М. , 1994. 262 с; Вульфов Б. З. Суть парадоксов воспитания. М., 1994. 216 с.; Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. 136 с.; Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.; Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.; Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др. 80 Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. 180 с.; Вып. 2. СПб., 1997. 200 с. 81 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. 268 с.; Давидович В. Б., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 264 с.; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с. и др. 82 Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 190 с.; Культурология/Под ред. Драча Г. В. М., 1995. 576 с.; Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.; Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология |