Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 80]

обогатилась рядом оригинальных исследований, позволивших раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса.
Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной и, в первую очередь, философской мысли.
Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем.
Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида, то в 90-е (особенно после 1996 года) их количество увеличивается в геометрической прогрессии.
Уровень этих публикаций
различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурноетворчество.
Наиболее точно сущность и направленность
современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В.Т.Пуляев
[153], который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе.
Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации.
Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие.
Те
[стр. 62]

62 их количество увеличивается в геометрической прогрессии.
Уровень этих публикаций
весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество67 .
Наиболее точно сущность и направленность современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В.
Т.

Пуляев68 , который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе.
Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием.
Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф.
Королевым69 в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия70 , предопределила ее методологические принципы.
Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации.
Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие71 .
Теоретически
он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида.
К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций.
Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры.
Особое место здесь принадлежит работам Т.
Е.
Конниковой72 , которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший своей актуальности и эффективности в наши дни.
В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т.
Е.
Конникова выделила нравственные образцы как источники 67 Бутиков Г.
П.
Воспитательный потенциал российских музеев.
СПб., 1998.
190 с.; Культурология/Под ред.
Драча Г.
В.
М., 1995.
576 с.; Иконникова С.
Н.
История культурологии: идеи и судьбы.
СПб., 1996.
264 с.; Каган М.
С.
Философия культуры.
СПб., 1996.
416 с.; Кармин А.С.
Основы культурологии.
Морфология культуры.
СПб., 1997.
508 с.; Марков А.
П.
Отечественная культура как предмет культурологии.
СПб., 1996.
286 с.; Соколов Э.
В.
Введение в психоанализ.
СПб., 1998.
320 с.
68 Пуляев В.
Т.
Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий.
Ежегодник № 1.
СПб., 1995.
С.
6 – 13.
69 Королев Ф.
Ф.
Школа и воспитание.
М.
1929 – 88 с.
70 Общие основы педагогики/Под ред.
Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана.
М., 1967.
468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф.
Педагогика М., 1968.
526 с.; Педагогика/Под ред.
Ю.К.Бабанского М., 1983.
608 с.; Харламов И.Ф.
Педагогика.
М., 1990.
567 с.; Стефановская Т.А.
Педагогика: наука и искусство.
М., 1998.
368 с.
71 Бондаревская Е.В.
Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика.
1999.
№ З.
С.37-43.
72 Конникова Т.
Е.
Нравственное развитие личности в школьном коллективе.
Л., 1977.
252 с.; Конникова Т.
Е.
Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема.
Л., 1968.
240 с.


[стр.,67]

67 Анализ различных аспектов становления личности подтверждает комплексный характер формирования социально-культурного опыта подрастающих поколений и убедительно показывает, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько он педагогически осознан, корректно управляем, насколько стал предметом обучения и воспитания.
Формирование социально-культурного опыта – это, в первую очередь, область педагогики, но на практике мы сталкиваемся с противоречием, выражающимся в том, что исследования его закономерностей сегодня в большей мере захватили философию, социологию, прикладную культурологию, общую и социальную психологию, и в гораздо меньшей степени – собственно педагогику.
В течение многих лет усилия теоретиков отечественной педагогики были направлены на разработку примерного содержания воспитания школьников, в рамках которого раскрывалась методика социализации и инкультурации учащейся молодежи.
Однако сложность этого процесса, требующего вариативности и учета конкретной специфики объекта воздействия (от индивидуальных способностей, наклонностей, дарований до особенностей микросреды), не позволила внедрить в широкую практику разрабатывавшиеся четверть века рекомендации78 .
Существенный прогресс в разработку научных основ вовлечения формирующейся личности в мир культуры достигнут в исследованиях и практической деятельности отечественной школы социальных педагогов79 , сумевших раскрыть особенности воспитательного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек в условиях открытой социальной среды, когда ведущим мотивом их поведения выступает интерес.
Педагогика 90-х годов XX века обогатилась рядом оригинальных исследований Северозападного отделения Российской Академии образования по культурологическим аспектам обучения и воспитания80 , позволившим раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса.
Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной, и в первую очередь философской мысли.
Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем.
Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида81 , то в 90-е (особенно после 1996 года) их количество увеличивается в геометрической прогрессии.
Уровень этих публикаций
весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество82 .
Наиболее точно сущность и направленность
78 Примерное содержание воспитания школьников.
Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред.
Марьенко И.
С.
Изд.
5-е.
М., 1984.
144 с.
79 Бочарова В.
Г.
Педагогика социальной работы.
М.
, 1994.
262 с; Вульфов Б.
З.
Суть парадоксов воспитания.
М., 1994.
216 с.; Караковский В.
А.
Стать человеком.
Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса.
М., 1993.
363 с.; Киселева Т.
Г., Красильников Ю.
Д.
Основы социально-культурной деятельности.
М., 1995.
136 с.; Стрельцов Ю.
А.
Социальная педагогика.
М., 1998.
144 с.; Титов Б.
А.
Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.
СПб., 1996.
276 с.; Фельдштейн Д.
И.
Психология становления личности.
М., 1994.
294 с.
и др.
80 Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования.
Вып.
1.
СПб., 1996.
180 с.; Вып.
2.
СПб., 1997.
200 с.
81 Буева Л.
П.
Человек: деятельность и общение.
М., 1978.
216 с.; Гордон Л.
А., Клопов Э.
В.
Человек после работы.
Социальные проблемы быта и внерабочего времени.
М., 1972.
268 с.; Давидович В.
Б., Жданов Ю.А.
Сущность культуры.
Ростов-на-Дону, 1979.
264 с.; Сохор А.Н.
Социология и музыкальная культура.
М., 1975.
202 с.; Уледов А.
К.
Духовная жизнь общества.
М., 1980.
271 с.
и др.
82 Бутиков Г.
П.
Воспитательный потенциал российских музеев.
СПб., 1998.
190 с.; Культурология/Под ред.
Драча Г.
В.
М., 1995.
576 с.; Иконникова С.
Н.
История культурологии: идеи и судьбы.
СПб., 1996.
264 с.; Каган М.
С.
Философия культуры.
СПб., 1996.
416 с.; Кармин А.С.
Основы культурологии.
Морфология

[стр.,68]

68 современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В.
Т.

Пуляев83 , который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе.
Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием.
Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф.
Королевым84 в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия85 , предопределила ее методологические принципы.
Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации.
Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие86 .
Теоретически
он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида.
К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций.
Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры.
Особое место здесь принадлежит работам Т.
Е.
Конниковой87 , которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший своей актуальности и эффективности в наши дни.
В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т.Е.Конникова выделила нравственные образцы как источники культуроориентированного группового и индивидуально-личностного развития и как средства формирования природои культуросообразных ценностных установок.
Особенность нравственных образцов, аккумулирующих социально-культурный опыт, проявляется в том, что они не могут быть предъявлены только через слово как сумма готовых понятий о правилах и нормах морали.
Утверждаемый методами прикладной культурологии нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа раскрытия подрастающим поколениям, и иных условий культуры.
СПб., 1997.
508 с.; Марков А.
П.
Отечественная культура как предмет культурологии.
СПб., 1996.
286 с.; Соколов Э.
В.
Введение в психоанализ.
СПб., 1998.
320 с.
83 Пуляев В.
Т.
Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий.
Ежегодник № 1.
СПб., 1995.
С.
6 – 13.
84 Королев Ф.
Ф.
Школа и воспитание.
М., 1929.
88 с.
85 Общие основы педагогики/Под ред.
Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана.
М., 1967.
468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф.
Педагогика М., 1968.
526 с.; Педагогика/Под ред.
Ю.К.Бабанского.
М., 1983.
608 с.; Харламов И.Ф.
Педагогика.
М., 1990.
567 с.; Стефановская Т.А.
Педагогика: наука и искусство.
М., 1998.
368 с.
86 Бондаревская Е.В.
Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика.
1999.
№ З.
С.37-43.
87 Конникова Т.Е.
Нравственное развитие личности в школьном коллективе.
Л., 1977.
252 с.; Конникова Т.Е.
Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема.
Л., 1968.
240 с.

[Back]