обогатилась рядом оригинальных исследований, позволивших раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса. Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной и, в первую очередь, философской мысли. Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем. Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида, то в 90-е (особенно после 1996 года) их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Уровень этих публикаций различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное • творчество. Наиболее точно сущность и направленность современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В.Т.Пуляев [153], который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе. Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации. Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие. Те |
62 их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Уровень этих публикаций весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество67 . Наиболее точно сущность и направленность современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В. Т. Пуляев68 , который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе. Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием. Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф. Королевым69 в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия70 , предопределила ее методологические принципы. Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации. Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие71 . Теоретически он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида. К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций. Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры. Особое место здесь принадлежит работам Т. Е. Конниковой72 , которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший своей актуальности и эффективности в наши дни. В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т. Е. Конникова выделила нравственные образцы как источники 67 Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 190 с.; Культурология/Под ред. Драча Г. В. М., 1995. 576 с.; Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.; Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997. 508 с.; Марков А. П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996. 286 с.; Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1998. 320 с. 68 Пуляев В. Т. Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб., 1995. С. 6 – 13. 69 Королев Ф. Ф. Школа и воспитание. М. 1929 – 88 с. 70 Общие основы педагогики/Под ред. Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана. М., 1967. 468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968. 526 с.; Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского М., 1983. 608 с.; Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. 567 с.; Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с. 71 Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика. 1999. № З. С.37-43. 72 Конникова Т. Е. Нравственное развитие личности в школьном коллективе. Л., 1977. 252 с.; Конникова Т. Е. Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема. Л., 1968. 240 с. 67 Анализ различных аспектов становления личности подтверждает комплексный характер формирования социально-культурного опыта подрастающих поколений и убедительно показывает, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько он педагогически осознан, корректно управляем, насколько стал предметом обучения и воспитания. Формирование социально-культурного опыта – это, в первую очередь, область педагогики, но на практике мы сталкиваемся с противоречием, выражающимся в том, что исследования его закономерностей сегодня в большей мере захватили философию, социологию, прикладную культурологию, общую и социальную психологию, и в гораздо меньшей степени – собственно педагогику. В течение многих лет усилия теоретиков отечественной педагогики были направлены на разработку примерного содержания воспитания школьников, в рамках которого раскрывалась методика социализации и инкультурации учащейся молодежи. Однако сложность этого процесса, требующего вариативности и учета конкретной специфики объекта воздействия (от индивидуальных способностей, наклонностей, дарований до особенностей микросреды), не позволила внедрить в широкую практику разрабатывавшиеся четверть века рекомендации78 . Существенный прогресс в разработку научных основ вовлечения формирующейся личности в мир культуры достигнут в исследованиях и практической деятельности отечественной школы социальных педагогов79 , сумевших раскрыть особенности воспитательного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек в условиях открытой социальной среды, когда ведущим мотивом их поведения выступает интерес. Педагогика 90-х годов XX века обогатилась рядом оригинальных исследований Северозападного отделения Российской Академии образования по культурологическим аспектам обучения и воспитания80 , позволившим раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса. Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной, и в первую очередь философской мысли. Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем. Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида81 , то в 90-е (особенно после 1996 года) их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Уровень этих публикаций весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество82 . Наиболее точно сущность и направленность 78 Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984. 144 с. 79 Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М. , 1994. 262 с; Вульфов Б. З. Суть парадоксов воспитания. М., 1994. 216 с.; Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. 136 с.; Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.; Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.; Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др. 80 Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. 180 с.; Вып. 2. СПб., 1997. 200 с. 81 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. 268 с.; Давидович В. Б., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 264 с.; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с. и др. 82 Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 190 с.; Культурология/Под ред. Драча Г. В. М., 1995. 576 с.; Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.; Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология 68 современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В. Т. Пуляев83 , который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе. Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием. Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф. Королевым84 в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия85 , предопределила ее методологические принципы. Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации. Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие86 . Теоретически он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида. К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций. Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры. Особое место здесь принадлежит работам Т. Е. Конниковой87 , которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший своей актуальности и эффективности в наши дни. В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т.Е.Конникова выделила нравственные образцы как источники культуроориентированного группового и индивидуально-личностного развития и как средства формирования природои культуросообразных ценностных установок. Особенность нравственных образцов, аккумулирующих социально-культурный опыт, проявляется в том, что они не могут быть предъявлены только через слово как сумма готовых понятий о правилах и нормах морали. Утверждаемый методами прикладной культурологии нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа раскрытия подрастающим поколениям, и иных условий культуры. СПб., 1997. 508 с.; Марков А. П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996. 286 с.; Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1998. 320 с. 83 Пуляев В. Т. Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб., 1995. С. 6 – 13. 84 Королев Ф. Ф. Школа и воспитание. М., 1929. 88 с. 85 Общие основы педагогики/Под ред. Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана. М., 1967. 468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968. 526 с.; Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983. 608 с.; Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. 567 с.; Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с. 86 Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика. 1999. № З. С.37-43. 87 Конникова Т.Е. Нравственное развитие личности в школьном коллективе. Л., 1977. 252 с.; Конникова Т.Е. Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема. Л., 1968. 240 с. |