Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 81]

оретически он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования про• явления неповторимости конкретного индивида.
К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций.
Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры.
Особое место здесь принадлежит работам Т.
Е.

Конииковой [94], [95], которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший • своей актуальности эффективности в наши дни.
В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т.Е.Конникова выделила нравственные образцы как источники
культуроориентированного группового и индивидуально-личностного развития и как средства формирования природо-и культуросообразных ценностных установок.
Особенность нравственных образцов, аккумулирующих социальнокультурный опыт, проявляется в том, что они не могут быть предъявлены только через слово как сумма готовых понятий о правилах и нормах морали.
Утверждаемый методами прикладной культурологии нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа раскрытия подрастающим поколениям и иных условий
его усвоения.
"Предъявление" нравственного
образца осуществляется прежде всего через его воплощение в практической деятельности, в повседневных отношениях реальной жизни.
81
[стр. 62]

62 их количество увеличивается в геометрической прогрессии.
Уровень этих публикаций весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество67 .
Наиболее точно сущность и направленность современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В.
Т.
Пуляев68 , который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе.
Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием.
Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф.
Королевым69 в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия70 , предопределила ее методологические принципы.
Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации.
Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие71 .
Теоретически он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида.
К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций.
Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры.
Особое место здесь принадлежит работам Т.
Е.

Конниковой72 , которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший своей актуальности и эффективности в наши дни.
В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т.
Е.
Конникова выделила нравственные образцы как источники
67 Бутиков Г.
П.
Воспитательный потенциал российских музеев.
СПб., 1998.
190 с.; Культурология/Под ред.
Драча Г.
В.
М., 1995.
576 с.; Иконникова С.
Н.
История культурологии: идеи и судьбы.
СПб., 1996.
264 с.; Каган М.
С.
Философия культуры.
СПб., 1996.
416 с.; Кармин А.С.
Основы культурологии.
Морфология культуры.
СПб., 1997.
508 с.; Марков А.
П.
Отечественная культура как предмет культурологии.
СПб., 1996.
286 с.; Соколов Э.
В.
Введение в психоанализ.
СПб., 1998.
320 с.
68 Пуляев В.
Т.
Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий.
Ежегодник № 1.
СПб., 1995.
С.
6 – 13.
69 Королев Ф.
Ф.
Школа и воспитание.
М.
1929 – 88 с.
70 Общие основы педагогики/Под ред.
Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана.
М., 1967.
468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф.
Педагогика М., 1968.
526 с.; Педагогика/Под ред.
Ю.К.Бабанского М., 1983.
608 с.; Харламов И.Ф.
Педагогика.
М., 1990.
567 с.; Стефановская Т.А.
Педагогика: наука и искусство.
М., 1998.
368 с.
71 Бондаревская Е.В.
Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика.
1999.
№ З.
С.37-43.
72 Конникова Т.
Е.
Нравственное развитие личности в школьном коллективе.
Л., 1977.
252 с.; Конникова Т.
Е.
Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема.
Л., 1968.
240 с.


[стр.,63]

63 культуроориентированного группового и индивидуально-личностного развития и как средства формирования природои культуросообразных ценностных установок.
Особенность нравственных образцов, аккумулирующих социально-культурный опыт, проявляется в том, что они не могут быть предъявлены только через слово как сумма готовых понятий о правилах и нормах морали.
Утверждаемый методами прикладной культурологии нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа раскрытия подрастающим поколениям, и иных условий его усвоения.
«Предъявление» нравственного
образца осуществляется прежде всего через его воплощение в практической деятельности, в повседневных отношениях реальной жизни.
Другая особенность нравственного образца заключается в том, что нужные отношения нельзя построить предварительно, включая в них детей, подростков, юношей или девушек лишь тогда, когда эти отношения уже сложились.
Их построение осуществляется при непосредственном привлечении последних.
При этом процесс становления нравственных отношений, отвечающих требованиям культуры, одновременно представляет и процесс воспитания.
Педагогические аспекты социализации и инкультурации индивида нашли отражение в исследованиях Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили, В.Г.Бочаровой, С.Г.Вершловского, Р.Г.Гуровой, А.В.Даринского, Т.Н.Мальковской, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, В.А.Сухомлинского73 , других специалистов в области теории воспитания; философские и социологические проблемы вовлечения человека в социум и мир культуры получили достаточно широкое освещение в трудах И.В.Бестужева-Лады, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, В.Т.Лисовского, В.Момова, А.Г.Харчева, Ю.У.ФохтБабушкина74 , в материалах научных конференций, симпозиумов, дискуссий75 .
Однако наряду с общефилософскими, общесоциологическими и общепедагогическими принципами прикладная культурология должна была выявить оригинальные механизмы постижения культуры и включения личности в культурное творчество, которые отражали бы специфику этого конкретного процесса.
С целью определения особенностей формирования личности как субъекта культуры, разработки технологии организации социально-культурной деятельности как ведущей сферы вовлечения человека в мир культуры и обоснования функций прикладной культурологии как формы научного осмысления этого процесса автор в 70–90 годы возглавил комплексное теоретико-эмпирическое исследование76 , участники которого, руководствуясь единой методологией и методикой научного поиска, выявили: 73 Азаров Ю.
П.
Педагогика любви и свободы.
М., 1995.
608 с.; Амонашвили Ш.А.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
Минск, 1980.
560 с.; Бочарова В.
Г.
Педагогика социальной работы.
М., 1994.
262 с.; Вершловский С.
Г.
Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.
М., 1987.
183 с.; Гурова Р.
Г.
Социологические проблемы воспитания.
М., 1981.
175 с.; Даринский А.
В.
Просветительная работа клубов.
М., 1986.
88 с.; Мальковская Т.
Н.
Воспитание социальной активности старших школьников.
Л., 1973.
242 с.; Мудрик А.
В.
Введение в социальную педагогику.
М., 1997.
365 с.; Новикова Л.
И.
Педагогика детского коллектива.
М., 1978.
218 с.; Сухомлинский В.
А.
Духовный мир школьника.
Киев, 1979.
227 с.
и др.
74 Бестужев-Лада И.
В.
Ступени к семейному счастью.
М., 1988.
301 с.; Иконникова С.
Н.
Диалог о культуре.
Л., 1987.
203 с.; Каган М.
С.
Человеческая деятельность.
Опыт системного анализа.
М., 1974.
328 с.; Коган Л.
Н.
Теория культуры.
Екатеринбург, 1993.
318 с.; Лисовский В.
Т.
Что значит быть современным? М., 1983.
222 с.; Момов В.
Человек.
Мораль.
Воспитание/Теорико-методологические проблемы.
М., 1975.
175 с.; Харчев А.
Г.
Социология воспитания.
М., 1990 222 с.; Фохт-Бабушкин Ю.
У.
Художественная культура: проблемы изучения и управления.
М., 1986.
235 с.
и др.
75 См.
материалы конференций, симпозиумов и дискуссий в журналах «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Педагогика» за 1991-1999 гг.
76 В исследовании принимали участие: Абдульмагид, Абдулькадер, Акопян Г.
А., Андрюшенков Г.
И., Багов И.
Т., Байдани С.
А., Бирженюк Г.М., Булатова Л.
Д., Буравлев А.
М., Бутенко М.
Э., Водопьянова В.
В., Генкина Е.
В., Грибанова Н.
А., Дейнеко В.
И., Демьяненко С.
Р., Завоноко В.
Г., Загадарчук Г.
Н., Засуха Н.
И., Засуха Ю.
И., Зотиков А.
А., Иванова З.
Н., Измайлов К.
Н., Калантаров А.
А., Каримов Б.
К., Кирсанов В.
В., Козлов Ф.
М., Королев Н.
Н., Кудинова Е.
Ю., Курячий П.
М., Латыпов Д.Н., Леднева В.
И., Литвинцева Г.
Ю., Мирахмедов Ф.
М., Мюльбейер И.
Г., Нагорский Н.
В., Осипова Л.
Е., Писанко В.
А., Подоба Л.П., Поливанный В.
П., Пономарев В.
Д., Поплавский М.
М., Попов В.
В., Ризник С.
И., Романенко

[стр.,68]

68 современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В.
Т.
Пуляев83 , который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе.
Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием.
Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф.
Королевым84 в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия85 , предопределила ее методологические принципы.
Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природои культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации.
Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие86 .
Теоретически он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида.
К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций.
Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры.
Особое место здесь принадлежит работам Т.
Е.

Конниковой87 , которая в 60-е годы завершила многолетнее социально-педагогическое исследование, давшее ей право раскрыть механизм усвоения культуры и вовлечения личности в социально-культурное творчество, не потерявший своей актуальности и эффективности в наши дни.
В бесконечном множестве факторов, влияющих на процесс социализации и инкультурации, Т.Е.Конникова выделила нравственные образцы как источники культуроориентированного группового и индивидуально-личностного развития и как средства формирования природои культуросообразных ценностных установок.
Особенность нравственных образцов, аккумулирующих социально-культурный опыт, проявляется в том, что они не могут быть предъявлены только через слово как сумма готовых понятий о правилах и нормах морали.
Утверждаемый методами прикладной культурологии нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа раскрытия подрастающим поколениям, и иных условий
культуры.
СПб., 1997.
508 с.; Марков А.
П.
Отечественная культура как предмет культурологии.
СПб., 1996.
286 с.; Соколов Э.
В.
Введение в психоанализ.
СПб., 1998.
320 с.
83 Пуляев В.
Т.
Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий.
Ежегодник № 1.
СПб., 1995.
С.
6 – 13.
84 Королев Ф.
Ф.
Школа и воспитание.
М., 1929.
88 с.
85 Общие основы педагогики/Под ред.
Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана.
М., 1967.
468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф.
Педагогика М., 1968.
526 с.; Педагогика/Под ред.
Ю.К.Бабанского.
М., 1983.
608 с.; Харламов И.Ф.
Педагогика.
М., 1990.
567 с.; Стефановская Т.А.
Педагогика: наука и искусство.
М., 1998.
368 с.
86 Бондаревская Е.В.
Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика.
1999.
№ З.
С.37-43.
87 Конникова Т.Е.
Нравственное развитие личности в школьном коллективе.
Л., 1977.
252 с.; Конникова Т.Е.
Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема.
Л., 1968.
240 с.

[Back]