Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 82]

Другая особенность нравственного образца заключается в том, что нужные отношения нельзя построить предварительно, включая в них детей, подростков, юношей или девушек лишь тогда, когда эти отношения уже сложились.
Их построение осуществляется при непосредственном привлечении последних.
При этом процесс становления нравственных отношений, отвечающих требованиям культуры, одновременно представляет и процесс воспитания.
Педагогические аспекты социализации и инкультурации индивида нашли отражение в исследованиях Ю.
П.
Азарова, Ш.А.Амонашвили,
B.Г.Бочаровой, С.Г.Вершловского, Р.Г.Гуровой, А.
В.Даринского, Т.
Н.
Мальковской, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, В.А.Сухомлинского, других специалистов в области теории воспитания; философские и социологические проблемы вовлечения человека в социум и мир культуры получили достаточно широкое освещение в трудах И.В.Бестужева-Лады,
C.Н.Иконниковой, М.
С.
Кагана, Л.Н.Когана, В.Т.Лисовского, В.Момова, А.Г.Харчева, Ю.У.Фохт-Бабушкина, в материалах научных конференций симпозиумов, дискуссий
[130].
Однако наряду с общефилософскими, общесоциологическими и общепедагогическими принципами прикладная культурология должна была выявить оригинальные механизмы постижения культуры и включения личности в культурное творчество, которые отражали бы специфику этого конкретного процесса.
С целью определения особенностей формирования личности как субъекта культуры, разработки технологии организации социальнокультурной деятельности как ведущей сферы вовлечения человека в мир культуры и обоснования функций прикладной культурологии как формы научного осмысления этого процесса
в 70-90 годы проведено комплексное теоретико-эмпирическое исследование, участники которого, руководствуясь единой методологией и методикой научного поиска, выявили: культуросозидающий потенциал основных сфер жизнедеятельности человека (сфер труда, познания, быта, досуга);
[стр. 63]

63 культуроориентированного группового и индивидуально-личностного развития и как средства формирования природои культуросообразных ценностных установок.
Особенность нравственных образцов, аккумулирующих социально-культурный опыт, проявляется в том, что они не могут быть предъявлены только через слово как сумма готовых понятий о правилах и нормах морали.
Утверждаемый методами прикладной культурологии нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа раскрытия подрастающим поколениям, и иных условий его усвоения.
«Предъявление» нравственного образца осуществляется прежде всего через его воплощение в практической деятельности, в повседневных отношениях реальной жизни.
Другая особенность нравственного образца заключается в том, что нужные отношения нельзя построить предварительно, включая в них детей, подростков, юношей или девушек лишь тогда, когда эти отношения уже сложились.
Их построение осуществляется при непосредственном привлечении последних.
При этом процесс становления нравственных отношений, отвечающих требованиям культуры, одновременно представляет и процесс воспитания.
Педагогические аспекты социализации и инкультурации индивида нашли отражение в исследованиях Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили,
В.Г.Бочаровой, С.Г.Вершловского, Р.Г.Гуровой, А.В.Даринского, Т.Н.Мальковской, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, В.А.Сухомлинского73 , других специалистов в области теории воспитания; философские и социологические проблемы вовлечения человека в социум и мир культуры получили достаточно широкое освещение в трудах И.В.Бестужева-Лады, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, В.Т.Лисовского, В.Момова, А.Г.Харчева, Ю.У.ФохтБабушкина74 , в материалах научных конференций, симпозиумов, дискуссий75 .
Однако наряду с общефилософскими, общесоциологическими и общепедагогическими принципами прикладная культурология должна была выявить оригинальные механизмы постижения культуры и включения личности в культурное творчество, которые отражали бы специфику этого конкретного процесса.
С целью определения особенностей формирования личности как субъекта культуры, разработки технологии организации социально-культурной деятельности как ведущей сферы вовлечения человека в мир культуры и обоснования функций прикладной культурологии как формы научного осмысления этого процесса
автор в 70–90 годы возглавил комплексное теоретико-эмпирическое исследование76 , участники которого, руководствуясь единой методологией и методикой научного поиска, выявили: 73 Азаров Ю.
П.
Педагогика любви и свободы.
М., 1995.
608 с.; Амонашвили Ш.А.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
Минск, 1980.
560 с.; Бочарова В.
Г.
Педагогика социальной работы.
М., 1994.
262 с.; Вершловский С.
Г.
Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.
М., 1987.
183 с.; Гурова Р.
Г.
Социологические проблемы воспитания.
М., 1981.
175 с.; Даринский А.
В.
Просветительная работа клубов.
М., 1986.
88 с.; Мальковская Т.
Н.
Воспитание социальной активности старших школьников.
Л., 1973.
242 с.; Мудрик А.
В.
Введение в социальную педагогику.
М., 1997.
365 с.; Новикова Л.
И.
Педагогика детского коллектива.
М., 1978.
218 с.; Сухомлинский В.
А.
Духовный мир школьника.
Киев, 1979.
227 с.
и др.
74 Бестужев-Лада И.
В.
Ступени к семейному счастью.
М., 1988.
301 с.; Иконникова С.
Н.
Диалог о культуре.
Л., 1987.
203 с.; Каган М.
С.
Человеческая деятельность.
Опыт системного анализа.
М., 1974.
328 с.; Коган Л.
Н.
Теория культуры.
Екатеринбург, 1993.
318 с.; Лисовский В.
Т.
Что значит быть современным? М., 1983.
222 с.; Момов В.
Человек.
Мораль.
Воспитание/Теорико-методологические проблемы.
М., 1975.
175 с.; Харчев А.
Г.
Социология воспитания.
М., 1990 222 с.; Фохт-Бабушкин Ю.
У.
Художественная культура: проблемы изучения и управления.
М., 1986.
235 с.
и др.
75 См.
материалы конференций, симпозиумов и дискуссий в журналах «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Педагогика» за 1991-1999 гг.
76 В исследовании принимали участие: Абдульмагид, Абдулькадер, Акопян Г.
А., Андрюшенков Г.
И., Багов И.
Т., Байдани С.
А., Бирженюк Г.М., Булатова Л.
Д., Буравлев А.
М., Бутенко М.
Э., Водопьянова В.
В., Генкина Е.
В., Грибанова Н.
А., Дейнеко В.
И., Демьяненко С.
Р., Завоноко В.
Г., Загадарчук Г.
Н., Засуха Н.
И., Засуха Ю.
И., Зотиков А.
А., Иванова З.
Н., Измайлов К.
Н., Калантаров А.
А., Каримов Б.
К., Кирсанов В.
В., Козлов Ф.
М., Королев Н.
Н., Кудинова Е.
Ю., Курячий П.
М., Латыпов Д.Н., Леднева В.
И., Литвинцева Г.
Ю., Мирахмедов Ф.
М., Мюльбейер И.
Г., Нагорский Н.
В., Осипова Л.
Е., Писанко В.
А., Подоба Л.П., Поливанный В.
П., Пономарев В.
Д., Поплавский М.
М., Попов В.
В., Ризник С.
И., Романенко

[стр.,64]

64  культуросозидающий потенциал основных сфер жизнедеятельности человека (сфер труда, познания, быта, досуга);  специфику постижения культуры на стадиях хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивидуально-творческих потенций личности;  роль и место ведущих социальных институтов (семьи, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, образования, спорта, туризма и т.
д.) в сохранении национально-культурных традиций и дальнейшем развитии культуры общества, социальных групп, индивида;  оптимальные средства и методы организации социально-культурной деятельности разных групп населения;  мировой опыт деятельности государства, общественных организаций, учреждений социально-культурной сферы и отдельных лиц по удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов и потребностей людей;  правовые, экономические, организационно-управленческие и иные факторы, обеспечивающие развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, эффективность социально-культурной деятельности и подготовки ее организаторов.
Существенные коррективы в методологию и методику исследования, длившегося более четверти века, внесла жизнь, и в первую очередь крушение Советского Союза и сопутствовавшей ему идеологии.
В начале семидесятых эта идеология рассматривала человека как винтик, вмонтированный в общество и непреложно, на уровне автоматизма следующий его требованиям и нормам.
В девяностые мы признали этого человека высшей ценностью, а обеспечение его свободы, благополучия и развития творческих потенций – главной заботой общества.
В годы, когда начиналось исследование, государство видело одну из своих ведущих функций в повседневном и разностороннем руководстве культурой.
Сегодня общепризнано, что управлять культурой нельзя.
Государство и общество призваны лишь стимулировать самоорганизацию социальнокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной, кадровой и иной поддержки: они должны принять на себя создание соответствующей современному уровню научно-технического прогресса инфраструктуры социально-культурной сферы, благоприятной культурной среды, реальных условий, способствующих удовлетворению и дальнейшему возвышению духовных интересов и потребностей человека, развитию его способностей и дарований.
С учетом новой социально-культурной ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия человеком духовных ценностей исследовательский коллектив смог обосновать технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить следующие функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:  адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;  образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;  преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; Л.
П., Рябова Т.
В., Рябоконь В.
И., Садыков О.
Т., Сапрыкина М.Ю., Сичкарук Е.
И., Томашевская Т.
Г., Умурова Л.
Х., Усенко С.
Б., Черуха З.
В., Щирин Д.В., Яременко Е.
М., защитившие по итогам своего раздела исследования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности».


[стр.,69]

69 его усвоения.
«Предъявление» нравственного образца осуществляется прежде всего через его воплощение в практической деятельности, в повседневных отношениях реальной жизни.
Другая особенность нравственного образца заключается в том, что нужные отношения нельзя построить предварительно, включая в них детей, подростков, юношей или девушек лишь тогда, когда эти отношения уже сложились.
Их построение осуществляется при непосредственном привлечении последних.
При этом процесс становления нравственных отношений, отвечающих требованиям культуры, одновременно представляет и процесс воспитания.
Педагогические аспекты социализации и инкультурации индивида нашли отражение в исследованиях Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили,
В.Г.Бочаровой, С.Г.Вершловского, Р.Г.Гуровой, А.В.Даринского, Т.Н.Мальковской, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, В.А.Сухомлинского88 , других специалистов в области теории воспитания; философские и социологические проблемы вовлечения человека в социум и мир культуры получили достаточно широкое освещение в трудах И.В.Бестужева-Лады, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, В.Т.Лисовского, В.Момова, А.Г.Харчева, Ю.У.ФохтБабушкина89 , в материалах научных конференций, симпозиумов, дискуссий90 .
Однако наряду с общефилософскими, общесоциологическими и общепедагогическими принципами прикладная культурология должна была выявить оригинальные механизмы постижения культуры и включения личности в культурное творчество, которые отражали бы специфику этого конкретного процесса.
С целью определения особенностей формирования личности как субъекта культуры, разработки технологии организации социально-культурной деятельности как ведущей сферы вовлечения человека в мир культуры и обоснования функций прикладной культурологии как формы научного осмысления этого процесса
автор в 70–90 годы XX века возглавил комплексное теоретико-эмпирическое исследование91 , участники которого, руководствуясь единой методологией и методикой научного поиска, выявили:культуросозидающий потенциал основных сфер жизнедеятельности человека (сфер труда, познания, быта, досуга); 88 Азаров Ю.
П.
Педагогика любви и свободы.
М., 1995.
608 с.; Амонашвили Ш.А.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
Минск, 1980.
560 с.; Бочарова В.
Г.
Педагогика социальной работы.
М., 1994.
262 с.; Вершловский С.
Г.
Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.
М., 1987.
183 с.; Гурова Р.
Г.
Социологические проблемы воспитания.
М., 1981.
175 с.; Даринский А.
В.
Просветительная работа клубов.
М., 1986.
88 с.; Мальковская Т.
Н.
Воспитание социальной активности старших школьников.
Л., 1973.
242 с.; Мудрик А.
В.
Введение в социальную педагогику.
М., 1997.
365 с.; Новикова Л.
И.
Педагогика детского коллектива.
М., 1978.
218 с.; Сухомлинский В.
А.
Духовный мир школьника.
Киев, 1979.
227 с.
и др.
89 Бестужев-Лада И.
В.
Ступени к семейному счастью.
М., 1988.
301 с.; Иконникова С.
Н.
Диалог о культуре.
Л., 1987.
203 с.; Каган М.
С.
Человеческая деятельность.
Опыт системного анализа.
М., 1974.
328 с.; Коган Л.
Н.
Теория культуры.
Екатеринбург, 1993.
318 с.; Лисовский В.
Т.
Что значит быть современным? М., 1983.
222 с.; Момов В.
Человек.
Мораль.
Воспитание/Теорико-методологические проблемы.
М., 1975.
175 с.; Харчев А.
Г.
Социология воспитания.
М., 1990 222 с.; Фохт-Бабушкин Ю.
У.
Художественная культура: проблемы изучения и управления.
М., 1986.
235 с.
и др.
90 См.
материалы конференций, симпозиумов и дискуссий в журналах «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Педагогика» за 1991-1999 гг.
91 В исследовании принимали участие: Абдульмагид Абдулькадер, Акопян Г.
А., Андрюшенков Г.
И., Багов И.
Т., Байдани С.
А., Бирженюк Г.М., Булатова Л.
Д., Буравлев А.
М., Бутенко М.
Э., Водопьянова В.
В., Генкина Е.
В., Грибанова Н.
А., Дейнеко В.
И., Демьяненко С.
Р., Завоноко В.
Г., Загадарчук Г.
Н., Засуха Н.
И., Засуха Ю.
И., Зотиков А.
А., Иванова З.
Н., Измайлов К.
Н., Калантаров А.
А., Каримов Б.
К., Кирсанов В.
В., Козлов Ф.
М., Королев Н.
Н., Кудинова Е.
Ю., Курячий П.
М., Латыпов Д.Н., Леднева В.
И., Литвинцева Г.
Ю., Мирахмедов Ф.
М., Мюльбейер И.
Г., Нагорский Н.
В., Осипова Л.
Е., Писанко В.
А., Подоба Л.П., Поливанный В.
П., Пономарев В.
Д., Поплавский М.
М., Попов В.
В., Ризник С.
И., Романенко Л.
П., Рябова Т.
В., Рябоконь В.
И., Садыков О.
Т., Сапрыкина М.Ю., Сичкарук Е.
И., Томашевская Т.
Г., Умурова Л.
Х., Усенко С.
Б., Черуха З.
В., Щирин Д.В., Яременко Е.
М., защитившие по итогам своего раздела исследования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности».

[Back]