Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 84]

принять на себя создание соответствующей современному уровню научнотехнического прогресса инфраструктуры социально-культурной сферы, благоприятной культурной среды, реальных условий, способствующих удовлетворению и дальнейшему возвышению духовных интересов ипотребностей человека, развитию его способностей и дарований.
С учетом новой социально-культурной ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия человеком духовных ценностей
исследование смогло обосновать технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить следующие функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры: адаптивно-нормативную, в первую очередь, связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарногигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением ь способности к самоконтролю и сахморегуляции поведения; образовательно-развивающую, обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности; преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы # художественного, технического, социального творчества; эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды; информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской дея* тельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века; 84
[стр. 64]

64  культуросозидающий потенциал основных сфер жизнедеятельности человека (сфер труда, познания, быта, досуга);  специфику постижения культуры на стадиях хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивидуально-творческих потенций личности;  роль и место ведущих социальных институтов (семьи, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, образования, спорта, туризма и т.
д.) в сохранении национально-культурных традиций и дальнейшем развитии культуры общества, социальных групп, индивида;  оптимальные средства и методы организации социально-культурной деятельности разных групп населения;  мировой опыт деятельности государства, общественных организаций, учреждений социально-культурной сферы и отдельных лиц по удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов и потребностей людей;  правовые, экономические, организационно-управленческие и иные факторы, обеспечивающие развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, эффективность социально-культурной деятельности и подготовки ее организаторов.
Существенные коррективы в методологию и методику исследования, длившегося более четверти века, внесла жизнь, и в первую очередь крушение Советского Союза и сопутствовавшей ему идеологии.
В начале семидесятых эта идеология рассматривала человека как винтик, вмонтированный в общество и непреложно, на уровне автоматизма следующий его требованиям и нормам.
В девяностые мы признали этого человека высшей ценностью, а обеспечение его свободы, благополучия и развития творческих потенций – главной заботой общества.
В годы, когда начиналось исследование, государство видело одну из своих ведущих функций в повседневном и разностороннем руководстве культурой.
Сегодня общепризнано, что управлять культурой нельзя.
Государство и общество призваны лишь стимулировать самоорганизацию социальнокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной, кадровой и иной поддержки: они должны принять на себя создание соответствующей современному уровню научно-технического прогресса инфраструктуры социально-культурной сферы, благоприятной культурной среды, реальных условий, способствующих удовлетворению и дальнейшему возвышению духовных интересов и потребностей человека, развитию его способностей и дарований.
С учетом новой социально-культурной ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия человеком духовных ценностей
исследовательский коллектив смог обосновать технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить следующие функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:  адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;  образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; Л.
П., Рябова Т.
В., Рябоконь В.
И., Садыков О.
Т., Сапрыкина М.Ю., Сичкарук Е.
И., Томашевская Т.
Г., Умурова Л.
Х., Усенко С.
Б., Черуха З.
В., Щирин Д.В., Яременко Е.
М., защитившие по итогам своего раздела исследования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности».


[стр.,65]

65  эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;  интегративно-коммуникативную, реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;  рекреативно-игровую, предусматривающую формирование праздничнообрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
Выявление функций социально-культурной деятельности позволило сделать и второй шаг – обосновать функции прикладной культурологии как науки, призванной осмыслить методологию и технологию этой деятельности, раскрыть ее теоретический и методический арсенал.
В результате удалось доказать, что семь функций социально-культурной деятельности обеспечиваются следующими функциями прикладной культурологии:  научно-методической, предусматривающей методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;  политико-проективной, предопределяющей правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности, социокультурное проектирование;  культуроохранительной, обосновывающей технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры, обеспечение гармонии в системе «человекприрода»;  культуросозидающей, раскрывающей пути и средства разработки и реализации механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;  культуротворческой, выражающейся в научно-методическом обеспечении процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;  взаимообогащающей, рассчитанной на выявление принципов реализации духовного потенциала общения, разработку методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятие человека человеком, формирование культуры делового и межличностного общения;  культуроориентирующей на раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, внедрения эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.
Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие.
Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние человечества, созидательное творчество педагога, руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей.
Эта деятельность может быть институциональной и неинституциональной, носить профессиональный или любительский характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.
Каждое направление, каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями.
Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни.
Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие

[стр.,70]

70  специфику постижения культуры на стадиях хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивидуально-творческих потенций личности;  роль и место ведущих социальных институтов (семьи, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, образования, спорта, туризма и т.д.) в сохранении национально-культурных традиций и дальнейшем развитии культуры общества, социальных групп, индивида;  оптимальные средства и методы организации социально-культурной деятельности разных групп населения;  мировой опыт деятельности государства, общественных организаций, учреждений социально-культурной сферы и отдельных лиц по удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов и потребностей людей;  правовые, экономические, организационно-управленческие и иные факторы, обеспечивающие развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, эффективность социально-культурной деятельности и подготовки ее организаторов.
Существенные коррективы в методологию и методику исследования, длившегося более четверти века, внесла жизнь, и в первую очередь крушение Советского Союза и сопутствовавшей ему идеологии.
В начале семидесятых эта идеология рассматривала человека как винтик, вмонтированный в общество и непреложно, на уровне автоматизма следующий его требованиям и нормам.
В девяностые мы признали этого человека высшей ценностью, а обеспечение его свободы, благополучия и развития творческих потенций – главной заботой общества.
В годы, когда начиналось исследование, государство видело одну из своих ведущих функций в повседневном и разностороннем руководстве культурой.
Сегодня общепризнано, что управлять культурой нельзя.
Государство и общество призваны лишь стимулировать самоорганизацию социальнокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной, кадровой и иной поддержки: они должны принять на себя создание соответствующей современному уровню научно-технического прогресса инфраструктуры социально-культурной сферы, благоприятной культурной среды, реальных условий, способствующих удовлетворению и дальнейшему возвышению духовных интересов и потребностей человека, развитию его способностей и дарований.
С учетом новой социально-культурной ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия человеком духовных ценностей
исследовательский коллектив смог обосновать технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить следующие функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:  адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;  образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

[Back]