Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 87]

Индивидуализация охватывает все стороны личности, она состоит в развитии всех человеческих потенций интеллекта, воли, эстетического вкуса, культуры общения.
Но глубже всего она выражается в развитии и культурном наполнении таких качеств и душевных стремлений, как мудрость, оптимизм, любовь, надежда, вера, постоянная потребность в творчестве.
Благодаря этим глубинным экзистенциальным качествам человек в максимальной степени чувствует себя самим собой, отличает себя от других людей, от мира в целом, испытывая при этом не чувство отчужденности и случайности существования, а живую связь с миром и людьми, необходимость и призванность своей жизни.
Личность выступает как субъект общечеловеческой деятельности, как субъект определенной социальной общности, как субъект индивидуального развития.
На каждом уровне своего бытия, на каждом уровне субъективности индивид интегрируется в общество специфическим образом, оперирует специфической системой значений.
На родовом уровне
это организм в единстве своих психофизиологических функций; на уровне социальной общности носитель социально-культурных ролей, субъект определенной морали, субъект познания, субъект профессионально-трудовой деятельности, субъект семейно-бытовых отношений, субъект эстетического творчества и восприятия; на индивидуальном субъект экзистенциальных состояний, выражающих самотождественность личности и ее неповторимого бытия.
В последние десятилетия этнографы и психологи провели тщательные исследования многих культур с целью выяснить, как влияют различные методы воспитания и способы ухода за детьми на характер взрослой личности, на ее отношение к другим людям и культурным ценностям, на способность усваивать различные нормы и идеи.
Рассмотрение системы воспитания в общем контексте культурных явлений позволило обнаружить ее устойчивость и глубокие, многосторонние связи с экономическим устройством, идеологией, религией, искусством.
В течение веков происходила бессознательная шлифовка и отработка систем воспитания, их
[стр. 73]

73 Групповая жизнь накладывает определенный отпечаток на все психические функции человека, на его манеры и поведение.
Происходит закрепление стандартных способов восприятия, мышления, речи, фразеологических оборотов и интонаций, способов реагирования в конкретных ситуациях.
Приобщение личности к системе культуры, как указывалось выше, отчасти совпадает с процессами хоминизации и социализации, поскольку без посредства культуры невозможно ни стать человеком, ни участвовать в жизни общества.
Однако, усваивая культуру, человек может преследовать такие цели, которые определенная социальная общность непосредственно не вменяет ему в обязанность и даже не одобряет.
Овладение классическим наследием, латынью или способностью играть на органе, приобретение знаний, не требуемых профессией и не входящих в понятие «актуальная культура», служат личности для приобретения индивидуального опыта, развития своей индивидуальности, и главным в этом процессе становится специальная культивация способностей и качеств личности, предопределенных природными задатками и последовательными усилиями по их реализации.
Индивидуализация охватывает все стороны личности, она состоит в развитии всех человеческих потенций
интеллекта, воли, эстетического вкуса, культуры общения.
Но глубже всего она выражается в развитии и культурном наполнении таких качеств и душевных стремлений, как мудрость, оптимизм, любовь, надежда, вера, постоянная потребность в творчестве.
Благодаря этим глубинным экзистенциальным качествам человек в максимальной степени чувствует себя самим собой, отличает себя от других людей, от мира в целом, испытывая при этом не чувство отчужденности и случайности существования, а живую связь с миром и людьми, необходимость и призванность своей жизни.
Личность выступает как субъект общечеловеческой деятельности, как субъект определенной социальной общности, как субъект индивидуального развития.
На каждом уровне своего бытия, на каждом уровне субъективности индивид интегрируется в общество специфическим образом, оперирует специфической системой значений.
На родовом уровне
это организм в единстве своих психофизиологических функций; на уровне социальной общностиноситель социально-культурных ролей, субъект определенной морали, субъект познания, субъект профессионально-трудовой деятельности, субъект семейно-бытовых отношений, субъект эстетического творчества и восприятия; на индивидуальномсубъект экзистенциальных состояний, выражающих самотождественность личности и ее неповторимого бытия.
Как биологический вид человек сформировался миллион лет назад.
Как культурное существо он существует всего лишь несколько тысячелетий.
Врожденные биологические потребности, ритмы организма, потенции психики должны быть приняты во внимание как важнейшие детерминанты культурных процессов, индивидуального развития и поведения.
Пренебрегать ими для прикладной культурологии представляется непростительным.
Человек – природное существо, находящееся во власти тех же биологических законов, которым подчинено все живое.
Он состоит из плоти и крови и может существовать лишь в определенном диапазоне физических условий.
Он строит свое тело из материалов внешней среды в соответствии с программой, заключенной в его генном аппарате, которая не подчиняется культуре и сознательному контролю.
Жизнь есть непрерывный обмен веществ, старение, умирание тканей, биологическое воспроизведение себе подобных, смерть.
Становление личности обусловлено внутренними, биопсихическими процессами роста и внешними воздействиями со стороны общества и природы.
Психическое развитие и созревание невозможно без усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности.
Но, с другой стороны, усвоение любой культурной информации – знаний, навыков, эстетических представлений – требует внутренней мотивации, затраты некоторого количества психической энергии, которая черпается из биологических и психических ресурсов организма, высвобождается в результате межличностных взаимодействий в группах.
Психические силы, внутренние потребности развития

[стр.,81]

81 деле никаких тестов не производилось.
Проведенная через год проверка показала, что большинство детей действительно повысило свою успеваемость.
Развитие психической структуры личности в значительной степени совпадает с формированием в ее сознании основных познавательных и оценочных категорий, которыми организуется ее опыт.
Социальное окружение, образы близких людей играют важную роль в организации этого опыта, в формировании исходных психических стереотипов: мужчин и женщин, своего и чужого, добра и зла, красоты и безобразия.
Детские стереотипы служат как бы «эскизом» системы ценностей взрослого.
Их ядерными элементами являются родительские образы.
Образ матери первоначально заполняет для ребенка весь мир.
Постепенно он суживается, сливаясь с конкретно воспринимаемым лицом.
Его эмоциональная основа, перемещаясь в подсознательную сферу, становится «ядром» универсального образа женщины.
Притягивая существенные элементы других женских образов, теряя случайные черты, стереотип становится все более обобщенным.
Существует гипотеза, согласно которой родительский образ во взрослом состоянии проецируется на существо другого пола, которое благодаря такой проекции приобретает высокую эмоциональную значимость.
В период влюбленности внезапно освобождаемая энергия, идущая из глубин личности, приносит ощущение свежести, новизны восприятия, вызывает перестройку личности.
Создается новая, подчас очень сильная привязанность, меняются взгляды, привычки, что позволяет достичь близости и взаимопонимания с человеком, о существовании которого совсем недавно ничего не было известно, но подготовка к встрече с которым длилась, по существу, всю жизнь.
В последние десятилетия этнографы и психологи провели тщательные исследования многих культур с целью выяснить, как влияют различные методы воспитания и способы ухода за детьми на характер взрослой личности, на ее отношение к другим людям и культурным ценностям, на способность усваивать различные нормы и идеи.
Рассмотрение системы воспитания в общем контексте культурных явлений позволило обнаружить ее устойчивость и глубокие, многосторонние связи с экономическим устройством, идеологией, религией, искусством.
В течение веков происходила бессознательная шлифовка и отработка систем воспитания, их
приспособление к экономике и формам общественного сознания.
Через воспитание общество стремилось придать психике такую форму, которая была бы оптимальной для дальнейшего развития и функционирования личности в рамках данной культуры, хотя, разумеется, в любом обществе эта цель никогда не могла быть полностью достигнута.
Установить и выразить связь типических компонентов детского опыта с чертами социального характера и экзистенциальными структурами взрослой личности очень трудно.
Качественное различие между рационализированным и систематизированным опытом взрослого и относительно хаотичным, в значительной части и вербализуемым, опытом ребенка исключает возможность формулирования этой связи в виде однозначного, а тем более осознаваемого самой личностью соответствия.
Связь между психическими установками, возникшими в детстве, и культурными условиями, в которых живет взрослый человек, также является сложной и опосредованной.
Одним из моментов этой связи служит механизм проекции.
«Проективные системы», возникшие в раннем детстве, исполняют роль «ядра личности».
Опыт, на котором они основаны, забывается, вытесняется.
Остаются лишь психосоматические реакции, аффекты, динамика поведения.
Новые впечатления наслаиваются на эту основу, и их эмоциональная окраска, значимость для личности определяются тем, как они ассоциируются с опытом раннего детства.
В процессе развития социальной структуры общества возникают более или менее четко очерченные сферы общественной жизни, в которых деятельность людей ориентирована на специфические ценности.
Эти сферы отличаются друг от друга по характеру взаимоотношений людей; по степени эмоциональной вовлеченности; по требованиям, которые предъявляются к индивиду, по соотношению в них элементов творчества, функционирования и потребления культуры, по богатству культурных ценностей, которыми они располагают.

[Back]