Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 88]

приспособление к экономике и формам общественного сознания.
Через воспитание общество стремилось придать психике такую форму, которая была бы оптимальной для дальнейшего развития и функционирования личности в рамках данной культуры, хотя, разумеется, в любом обществе эта цель никогда не могла быть полностью достигнута.
Установить и выразить связь типических компонентов детского опыта с чертами социального характера и экзистенциальными структурами взрослой личности очень трудно.
Качественное различие между рационализированным и систематизированным опытом взрослого и относительно хаотичным, в значительной части и вербализуемым, опытом ребенка исключает возможность формулирования этой связи в виде однозначного, а тем более осознаваемого самой личностью соответствия.
Связь между психическими установками, возникшими в детстве, и культурными условиями, в которых живет взрослый человек, также является сложной и опосредованной.
Одним из моментов этой связи служит механизм проекции.
"Проективные системы", возникшие в раннем детстве, исполняют роль "ядра личности".
Опыт, на котором они основаны, забывается, вытесняется.
Остаются лишь психосоматические реакции, аффекты, динамика поведения Новые впечатления наслаиваются на эту основу, и их эмоциональная окраска, значимость для личности определяются тем, как они ассоциируются с опытом раннего детства.
В процессе развития социальной структуры общества возникают более или менее четко очерченные сферы общественной жизни, в которых деятельность людей ориентирована на специфические ценности.
Эти сферы отличаются друг от друга по характеру взаимоотношений людей; по степени эмоциональной вовлеченности;
но требованиям, которые предъявляются к индивиду, по соотношению в них элементов творчества, функционирования и потребления культуры, по богатству культурных ценностей, которыми они располагают.
[стр. 81]

81 деле никаких тестов не производилось.
Проведенная через год проверка показала, что большинство детей действительно повысило свою успеваемость.
Развитие психической структуры личности в значительной степени совпадает с формированием в ее сознании основных познавательных и оценочных категорий, которыми организуется ее опыт.
Социальное окружение, образы близких людей играют важную роль в организации этого опыта, в формировании исходных психических стереотипов: мужчин и женщин, своего и чужого, добра и зла, красоты и безобразия.
Детские стереотипы служат как бы «эскизом» системы ценностей взрослого.
Их ядерными элементами являются родительские образы.
Образ матери первоначально заполняет для ребенка весь мир.
Постепенно он суживается, сливаясь с конкретно воспринимаемым лицом.
Его эмоциональная основа, перемещаясь в подсознательную сферу, становится «ядром» универсального образа женщины.
Притягивая существенные элементы других женских образов, теряя случайные черты, стереотип становится все более обобщенным.
Существует гипотеза, согласно которой родительский образ во взрослом состоянии проецируется на существо другого пола, которое благодаря такой проекции приобретает высокую эмоциональную значимость.
В период влюбленности внезапно освобождаемая энергия, идущая из глубин личности, приносит ощущение свежести, новизны восприятия, вызывает перестройку личности.
Создается новая, подчас очень сильная привязанность, меняются взгляды, привычки, что позволяет достичь близости и взаимопонимания с человеком, о существовании которого совсем недавно ничего не было известно, но подготовка к встрече с которым длилась, по существу, всю жизнь.
В последние десятилетия этнографы и психологи провели тщательные исследования многих культур с целью выяснить, как влияют различные методы воспитания и способы ухода за детьми на характер взрослой личности, на ее отношение к другим людям и культурным ценностям, на способность усваивать различные нормы и идеи.
Рассмотрение системы воспитания в общем контексте культурных явлений позволило обнаружить ее устойчивость и глубокие, многосторонние связи с экономическим устройством, идеологией, религией, искусством.
В течение веков происходила бессознательная шлифовка и отработка систем воспитания, их приспособление к экономике и формам общественного сознания.
Через воспитание общество стремилось придать психике такую форму, которая была бы оптимальной для дальнейшего развития и функционирования личности в рамках данной культуры, хотя, разумеется, в любом обществе эта цель никогда не могла быть полностью достигнута.
Установить и выразить связь типических компонентов детского опыта с чертами социального характера и экзистенциальными структурами взрослой личности очень трудно.
Качественное различие между рационализированным и систематизированным опытом взрослого и относительно хаотичным, в значительной части и вербализуемым, опытом ребенка исключает возможность формулирования этой связи в виде однозначного, а тем более осознаваемого самой личностью соответствия.
Связь между психическими установками, возникшими в детстве, и культурными условиями, в которых живет взрослый человек, также является сложной и опосредованной.
Одним из моментов этой связи служит механизм проекции.
«Проективные системы», возникшие в раннем детстве, исполняют роль «ядра личности».
Опыт, на котором они основаны, забывается, вытесняется.
Остаются лишь психосоматические реакции, аффекты, динамика поведения.
Новые впечатления наслаиваются на эту основу, и их эмоциональная окраска, значимость для личности определяются тем, как они ассоциируются с опытом раннего детства.
В процессе развития социальной структуры общества возникают более или менее четко очерченные сферы общественной жизни, в которых деятельность людей ориентирована на специфические ценности.
Эти сферы отличаются друг от друга по характеру взаимоотношений людей; по степени эмоциональной вовлеченности;
по требованиям, которые предъявляются к индивиду, по соотношению в них элементов творчества, функционирования и потребления культуры, по богатству культурных ценностей, которыми они располагают.

[Back]