Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 30]

f £к 30 i j t3 * * переживания другого репрезентованы субъекту как его собственные.
В сфере произвольного отражения и регулирования эмпатия может выступать как осознанное психическое явление, лишенное эмоционального компонента (как принятие роли субъектом, при условии, что принятие роли не повлекло г" эмоционального отклика).
В сфере непроизвольного отражения и регулирования эмпатия предстает как аффективное подсознательное явление и протекает в форме сопереживания или как сочувствие (208).
Н.И.
Сарджвеладзе утверждает: «Мы предполагаем, что основными механизмами процесса эмпатии являются заражение и идентификация, что % ч н же касается проекции и интроекции, эти последние являются проявлениями или элементами идентификации.
Можно считать, что идентификация включает в себя проекцию и интроекцию, а вернее, она является единством проекции и интроекции.
Говоря в данном случае об идентификации; мы это понятие рассматриваем лишь в связи с процессом эмпатии»
(161).
Говоря о балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия,
Н.И.
Сарджвеладзе отметил следующее: «Идентификация является переживанием субъекта своей тождественности с объектом социального взаимодействия.
Еще 3.
Фрейд указывал на роль идентификации в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг друга.
Повидимому, является несомненной важнейшая роль механизма идентификации в процессе эмпатии.
Более того, можно даже считать, что у зрелых людей процессы эмпатии не протекают без функционирования механизма идентификации: человек, эмпатируя с другим человеком, чувствует себя тождественным с ним.
Следует отметить, что процесс отождествления, т.е.
идентификации себя с другим в процессе социального взаимодействия, протекает на бессознательном уровне»
(161).
Итак, идентификация в процессе эмпатии выступает как единство проекции и интроекции.
Характер и особенности протекания процесса эмпатии у человека в основном определяется особенностями проекции и интроекции, а
таюке интропсихическим соотношением во внутреннем мире £ \ i.
[стр. 28]

Титченеровский перевод обозначения процесса вчувствования эмпатия заменила собой термин симпатии, которая ныне существует как этическое нерабочее понятие и относится к истории науки.
Бюллер К.
понимал проявление чувств как некое физическое свойство, передаваемое из поколения в поколение посредством наследственных кодов без участия факторов обучения и воспитания человека в процессе социализации.
Эмпатия осуществляется через механизм идентификации и проекции (Фрейд, Бирес, Арлоу, Уилмер, Маркус).
Понятия идентификации, проекции и интроекции в современную психологию вошли через психоанализ.
Идентификация является переживанием субъекта своей тождественности с объектом социального взаимодействия.

«Мы предполагаем, что основными механизмами процесса эмпатии являются заражение и идентификация, что
же касается проекции и интроекции, эти последние являются проявлениями или элементами идентификации.
Можно считать, что идентификация включает в себя проекцию и интроекцию, а вернее, она является единством проекции и интроекции.
Говоря в данном случае об идентификации, мы это понятие рассматриваем лишь в связи с процессом эмпатии»,
утверждает Сарджвеладзе Н.И.[169].
Говоря о балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия,
Сарджвеладзе Н.И.
сказал следующее: «Мы придерживаемся мнения, что эмпатия это особый психический акт, по своей природе целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, которое включено в качестве особой формы психического контакта в социальное взаимодействие между людьми.
Судьба данного психического акта заключается, во-первых, в проникновении во внутренний мир другого человека, будь то его эмоциональное переживание, личностные качества, потребности и стремления или оценочные суждения, а 28

[стр.,30]

определенные, по своей природе бессознательные, психологические средства для восстановления равновесия и снятия напряжения, вызванного дискомфортом в общении.
Идентификация является переживанием субъекта своей тождественности с объектом социального взаимодействия.
Еще 3.
Фрейд указывал на роль идентификации в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг друга.
По-видимому, является несомненной важнейшая роль механизма идентификации в процессе эмпатии.
Более того, можно даже считать, что у зрелых людей процессы эмпатии не протекают без функционирования механизма идентификации: человек, эмпатируя с другим человеком, чувствует себя тождественным с ним.
Следует отметить, что процесс отождествления, т.е.
идентификации себя с другим в процессе социального взаимодействия, протекает на бессознательном уровне»
[Там же].
Итак, идентификация в процессе эмпатии выступает как единство проекции и интроекции.
Характер и особенности протекания процесса эмпатии у человека в основном определяется особенностями проекции и интроекции, а
также интропсихическим соотношением во внутреннем мире личности этих механизмов.
Как известно, проекция в межличностных отношениях означает приписывание личностью своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств, другим людям.
Чем больше человек невротичен или неприспособлен к окружению, тем больше он проецирует.
Интроекция противоположный проекции процесс, она понимается как приписывание личностью себе наклонностей, потребностей и чувств, других людей.
Посредством интроекции субъектом как бы конструируется внутренняя модель личностных особенностей и психологических состояний других людей, связанных с ним в процессе социального взаимодействия.
Размышляя о сущности соотношения проекции и интроекции в процессе эмпатии, можно предположить, что адекватное постижение внутреннего мира другого человека, т.е.
адекватная эмпатия зависит от определенного 30

[Back]