Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 33]

33 эмпатии действенная характеризует как психологическую, так и нравственную сущность личности (72).
Рассматривая вопрос об атмосфере межличностных отношений в коллективе,
В.А.
Петровский, А.И.
Папкин, а также В.В.
Абраменкова, являющиеся авторами концепции групповой эмоциональной идентификации, дают предельно четкое понятие о сущности эмпатии и идентификации (и вследствие этого, обосновывают различия этих двух феноменов): «Если мы попытаемся подойти к феномену ДГЭИ (действенной групповой эмоциональной идентификации) с онтогенетической позиции и выяснить происхождение некоторых индивидуально-психологических особенностей личности, которые обнаруживают люди, проявляющие ДГЭИ, то, по всей вероятности, каждый из них в известных обстоятельствах оказывался способным переживать свою схожесть с другими людьми (идентификация), сострадать, сочувствовать им (эмпатия), проявлять великодушие, бескорыстную щедрость (альтруизм), действовать в интересах другого, кооперироваться с ним.
И по-видимому, тонкий психологический анализ* способен был бы выявить элементы идентификации, эмпатии, альтруизма, кооперативности во многих актах ДГЭИ, и это не удивительно, поскольку сама аббревиатура ДГЭИ подсказывает нам возможность подобного анализа: действенная (альтруизм)
группповая (кооперативностъ) эмоциональная (эмпатия) идентификация.
Однако было бы ошибкой увидеть в функциональной характеристике ДГЭИ некую сумму указанных составляющих (идентфикация + эмпатия + альтруизм + кооперирование)»
(135).
Одним из инвариантных по отношению к различным случаям группового взаимодействия типов межличностных взаимоотношений
является феномен действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ) межличностное поведение, в котором реализуются отношения друг к другу, совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно оправданным принципам коллектива.
[стр. 56]

другого тесно связана с эмоциональной сферой личности и является производной от формирования образа переживающего.
Это подтверждает положение, принятое в социальной психологии, о том, что когнитивные и эмоциональные аспекты мало обособленные и качественно определенные стороны в процессах социальной перцепции» [214].
Flo, рассматривая вопрос об атмосфере межличностных отношений в коллективе (коллектив рассматривается с точки зрения марксистской этики и коммунистической морали.
(Прим.
исследователя), В.А.
Петровский, А.И.
Щ Панкин, а также Абраменкова В.В., являющиеся авторами групповой эмоциональной идентификации, дают предельно четкое понятие о сущности эмпатии и идентификации (и вследствие этого, обосновывают различия этих I двух феноменов): «Если мы попытаемся подойти к феномену ДГЭИ (действенной групповой эмоциональной идентификации) с онтогенетической позиции и выяснить п р о и с х о ж д е н и е (Прим.: выделение авторское) некоторых индивидуально-психологических особенностей личности, которые обнаруживают люди, проявляющие ДГЭИ, то, по всей вероятности, каждый из них в известных обстоятельствах оказывался способным переживать свою схожесть с другими людьми (идентификация), сострадать, сочувствовать им (эмпатия), проявлять великодушие, бескорыстную щедрость (альтруизм), действовать в интересах другого, кооперироваться с ним.
И по-видимому, тонкий психологический анализ способен был бы выявить элементы идентификации, эмпатии, альтруизма, кооперативности во многих актах ДГЭИ, и это не удивительно, поскольку сама аббревиатура ДГЭИ подсказывает нам возможность подобного анализа: д е й с т в е н а
я (альтруизм) г р у п п п о в а я (кооперативность) э м о ц и о н а л ь н а я (эмпатия) и д е н т и ф и к а ц и я .
Однако было бы ошибкой увидеть в функциональной характеристике ДГЭИ некую сумму указанных составляющих (идентфикация + эмпатия + альтруизм + кооперирование).

Одним из инвариантных по отношению к различным случаям группового взаимодействия типов межличностных взаимоотношений
56

[стр.,57]

57 является феномен действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ) межличностное поведение, в котором реализуются отношения друг к другу, совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно оправданным принципам коллектива.
Феномен ДГЭИ можно определить как интерперсональное отождествление, в котором фрустирование, а, следовательно, переживания одного из членов группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия фрустратора» [146; 147].
Здесь же, говоря об атмосфере межличностных отношений в коллективе, авторы замечают: «...
При этом на второй план должны, видимо, отодвигаться такие факторы, как индивидуально-типические черты (эмпатийность-агрессивность) членов коллектива, симпатии и антипатии, существующие между индивидами, и т.п.» [129.С.85] Механизмы эмпатии и идентификации в определенных чертах сходны: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
Однако взглянуть на вещи с чьей-либо точки зрения не означает обязательного отождествления себя с другим человеком.
Отождествление имеет место в том случае, когда поведение строится так, как его строит «другой».
Безотносительно к тому, какой из двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), требует своего решения еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, понимать линию моего поведения.
Иными словами, в процессе взаимного восприятия людьми друг друга обязательно вмешивается явлениярефлексии.
Здесь термин «рефлексия» употребляется не в том значении, в котором он обычно употребляется в философии; здесь под ре< осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия

[Back]