Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 34]

34 Феномен ДГЭИ определяют как интерперсональное отождествление, в котором фрустирование, а, следовательно, переживания одного из членов группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия фрустратора» (135; 136).
Здесь же, говоря об атмосфере межличностных отношений в коллективе, авторы замечают: «...
При этом на второй план должны, видимо, отодвигаться такие факторы, как индивидуально-типические черты
(эмпатийность-агрессивностъ) членов коллектива, симпатии и антипатии, существующие между индивидами, и т.п.» (135.С.85).
Однако факт частного сохранения собственной линии поведения сочувствующего или сопереживающего нетипичен для случая идентификации,
поэтому и ее нельзя принять в качестве основного механизма эмпатии (51).
Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией-.

В контексте изучения межличностного восприятия эмпатия выступает как один из способов понимания другого человека, хотя и весьма специфически: слово «понимание» здесь используется метафорически, ибо в действительности речь идет о способности человека эмоционально откликнуться на проблемы другого человека
(12).
«Механизмы эмпатии и идентификации в определенных чертах сходны: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
Однако взглянуть на вещи с чьей-либо точки зрения не означает обязательного отождествления себя с другим человеком.
Отождествление имеет место в том случае, когда поведение строится так, как его строит «другой»
(12, С.34) .
Ряд авторов полагает, что истоки эмпатии можно искать в явлении эмоционального заражения (Салливен, Фресс, Валлон).
В.К.
Вилюнас, предлагая гипотезу о механизме эмпатии, отличает явления «заражения», синхронизирующего и идентифицирующего
[стр. 32]

эмпатия может протекать в форме рефлексивного рассуждения путем сложного логического вывода по наблюдаемым внешним переменным объекта (дедуктивный метод Шерлока Холмса в романах Конан Дойля) либо в форме интуиции и инсайта, когда логический вывод не приводит к успеху.
Содержанием проекции является принятие роли эмпатируемого объекта, вхождение в позицию другого, но при этом с сохранением собственных психологических особенностей (характера, темперамента, воли) [213.С.2032 21].
Обозов Н.Н.
полагает, что в основе эмпатии, -возникающей и формирующейся во взаимодействии людей, в общении, лежит механизм осознанной и неосознанной идентификации.
Последняя, в свою очередь, выступает результатом более фундаментального свойства человека: сравнить себя, свою личность, поведение и состояние с другими людьми.
По мнению Н.Н.
Обозова, ■эмоциональная реакция возникает, как правило, при непосредственном переживании другого, и в ситуации его неблагополучия переживается в виде жалости, печали, сострадания [137].
Однако факт частного сохранения собственной линии поведения сочувствующего или сопереживающего нетипичен для случая идентификации
[12], поэтому и ее нельзя принять в качестве основного механизма эмпатии.т Вилюнас В.К., предлагая гипотезу о механизме эмпатии, отличает явления «заражения», синхронизирующего и идентифицирующего эмоциональные переживания общающихся людей от собственного переживания, представляющего собой независимую индивидуальную реакцию на эмоциональное состояние другого человека, которое нам может само по себе нравиться или не нравиться.
«Иначе говоря, если в случае «заражения» нам, например, приятно или весело, потому что приятно и весело окружающим, пишет он, то в случае сопереживания мы сказали бы: нам приятен именно тот факт, что другим приятно и весело.
Если в первом случае эмоциональное переживание другого является своего рода образцом для нашего переживания, то во

[стр.,54]

54 реальном общении между собой люди часто пользуются этим способом; предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией
[13.С.34].
В контексте изучения межличностного восприятия эмпатия выступает как один из способов понимания другого человека, хотя и весьма специфически: слово «понимание» здесь используется метафорически, ибо в действительности речь идет о способности человека эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

Собкиным В.С.
были описаны представления о механизмах процесса идентификации в общении, полученные в результате работы, проделанной в 1972 году на факультете психологии МГУ под руководством А.Н.
Леонтьева.
В его описаниях предпринимается попытка исследования процесса идентификации, исходя из общей концепции деятельности, предложенной А.Н.
Леонтьевым [177].
Трактовка было сделана на основании встречающихся в литературе двух типов прямого коммуникативного поведения: «принятие роли» («холодное вхождение» в позицию другого) и «сопереживание» («теплое проникновение»), в структуре которых было принято решение исследовать процесс идентификации.
Исходя из картин феноменологического описания «сопереживания» и «принятие роли» («теплого» и «холодного») он были определен как действие в системе целей и мотивов того человека, с которым происходит идентификация в ходе общения.
Причем особенность идентификации как действия в системе целей и мотивов того человека, с которым идентификация происходит, заключается в рефлексивной особенности этих целей и мотивов субъекта, который идентифицирует себя с другим, как внешних по отношению к его собственной системе целей и мотивов.
Поскольку выделение в чистом виде «сопереживания» и «принятия роли» является некоторой абстракцией, встает вопрос о рассмотрении их

[стр.,57]

57 является феномен действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ) межличностное поведение, в котором реализуются отношения друг к другу, совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно оправданным принципам коллектива.
Феномен ДГЭИ можно определить как интерперсональное отождествление, в котором фрустирование, а, следовательно, переживания одного из членов группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия фрустратора» [146; 147].
Здесь же, говоря об атмосфере межличностных отношений в коллективе, авторы замечают: «...
При этом на второй план должны, видимо, отодвигаться такие факторы, как индивидуально-типические черты
(эмпатийность-агрессивность) членов коллектива, симпатии и антипатии, существующие между индивидами, и т.п.» [129.С.85] Механизмы эмпатии и идентификации в определенных чертах сходны: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
Однако взглянуть на вещи с чьей-либо точки зрения не означает обязательного отождествления себя с другим человеком.
Отождествление имеет место в том случае, когда поведение строится так, как его строит «другой».

Безотносительно к тому, какой из двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), требует своего решения еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, понимать линию моего поведения.
Иными словами, в процессе взаимного восприятия людьми друг друга обязательно вмешивается явлениярефлексии.
Здесь термин «рефлексия» употребляется не в том значении, в котором он обычно употребляется в философии; здесь под ре< осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия

[Back]