Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 36]

i 36 Условно-рефлекторная теория эмпатии осуществлена Миллер (Miller) и Доллард (Dollard), предложившими идею инструментального рефлекса или подкрепления: подражание эффективно в процессе научения, если оно приносит удовлетворение или вознаграждение (229).
А.Бандура (A.Bandura) и его последователи предложили вид научения, независимый от подкрепления как основного фактора, заменяя их интерпретацией системы ответов объекта, воспроизведением их, замещающий (vicarious), а переживание наблюдателя при эмоциональных ответах модели замещающим переживанием.
При этом эмпатия рассматривается как особый вид научения в системе замещающего опыта или замещающего переживания
(215).
Условно-рефлекторной трактовке эмпатии, при которой усилия ц направленына поиск условий, предоставляющей возможность объекту ь ft проникаться переживаниями объекта, характерны и вполне подтверждаются экспериментальной процедурой представителей школы необихевиоризма Ханер (Напег), Уитни (Whitney) (222) и Бергер (Berger) (216).
И.М.
Юсупов предположил следующее: «При осознанном отождествлении себя с объектом эмпат проецирует себя в ситуацию и происходит децентрация (выделение Юсупова И.М.) его «я».
Когнитивнаяр н эмпатия может протекать в форме рефлексивного рассуждения путем сложного логического вывода по наблюдаемым внешним переменным 4 объекта (дедуктивный метод Шерлока Холмса в романах Конан Дойля) либо щ в форме интуиции и инсайта, когда логический вывод не приводит к успеху.
Содержанием проекции является принятие роли эмпатируемого объекта,
ь вхождение в позицию другого, но при этом с сохранением собственных психологических особенностей (характера, темперамента, воли) (208, С.2021).
При этом он отмечал: «Эмоционально-когнитивные компоненты эмпатииного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности.
Включение одного в другое происходит при дефиците информации об эмпатируемом объекте.
Оно может быть подсознательным в
1
[стр. 32]

эмпатия может протекать в форме рефлексивного рассуждения путем сложного логического вывода по наблюдаемым внешним переменным объекта (дедуктивный метод Шерлока Холмса в романах Конан Дойля) либо в форме интуиции и инсайта, когда логический вывод не приводит к успеху.
Содержанием проекции является принятие роли эмпатируемого объекта,
вхождение в позицию другого, но при этом с сохранением собственных психологических особенностей (характера, темперамента, воли) [213.С.2032 21].
Обозов Н.Н.
полагает, что в основе эмпатии, -возникающей и формирующейся во взаимодействии людей, в общении, лежит механизм осознанной и неосознанной идентификации.
Последняя, в свою очередь, выступает результатом более фундаментального свойства человека: сравнить себя, свою личность, поведение и состояние с другими людьми.
По мнению Н.Н.
Обозова, ■эмоциональная реакция возникает, как правило, при непосредственном переживании другого, и в ситуации его неблагополучия переживается в виде жалости, печали, сострадания [137].
Однако факт частного сохранения собственной линии поведения сочувствующего или сопереживающего нетипичен для случая идентификации [12], поэтому и ее нельзя принять в качестве основного механизма эмпатии.т Вилюнас В.К., предлагая гипотезу о механизме эмпатии, отличает явления «заражения», синхронизирующего и идентифицирующего эмоциональные переживания общающихся людей от собственного переживания, представляющего собой независимую индивидуальную реакцию на эмоциональное состояние другого человека, которое нам может само по себе нравиться или не нравиться.
«Иначе говоря, если в случае «заражения» нам, например, приятно или весело, потому что приятно и весело окружающим, пишет он, то в случае сопереживания мы сказали бы: нам приятен именно тот факт, что другим приятно и весело.
Если в первом случае эмоциональное переживание другого является своего рода образцом для нашего переживания, то во

[стр.,58]

того, как он воспринимается своим партнером по общению.
Это не просто знание другого, понимание другого, но знание того, как другой знает (понимает) меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, содержанием которого является «воспроизведение» внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя [129.С.35.].
Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека.
Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвященных этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции» [129.С 35].
Юсупов И.М.: «Эмоционально-когнитивные компоненты эмпатийного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности.
Включение одного в другое происходит при дефиците информации об эмпатируемом объекте.
Оно может быть подсознательным в
аналоговом перенесении при эмоциональном заражении (например, в искусстве, игровых видах спорта, массовых психических явлениях) и осознанными в познании (например, при рефлексивном рассуждении и атрибуции)» [212].
«Проблема понимания, пишет Г.-Г.
Гадамер, — обретает в последние годы все возрастающую актуальность, что очевидным образом связано с обострением геополитической и общественно-политической ситуации и с усилением пронизывающих нашу эпоху противоречий.
Она встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаруживается отсутствие общего языка и вошедшие в привычку ключевые понятия начинают действовать как раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности и напряжения, на преодоление которых направлялись наши усилия.
Достаточно вспомнить хотя бы такие слова, как «демократия» и «свобода» [65.С.43].
«Понимание, — пишет Гадамер, — это изначальная бытийная характеристика самой человеческой жизни» [66.
С.44].
58

[стр.,68]

68 • научение через сопереживание происходит не менее успешно, чем посредством упражнений (концепция замещающего переживания).
Социальный необихевиоризм изучал эмпатию, как поведение, включенное в контекст социального изучения на основе идей подражания, выдвинутых Т.
Липпсом, В.
МакДауголлом, Ф.
Олпортом, Хемфри.
И, если В.
МакДауголл считал симпатию как реакцию на любые наблюдаемые выражения чувств, то Т.
Липпс, а впоследствии и Ф.
Олпорт, считали подражание объекту условием «вчувствования аффекта».
Более того, Ф.
Олпорт рассматривал подражание как стадию, предшествующую процессу научения симпатии.
Хемфри, Ф.
Олпорт его поддерживал, считал, что влияние сходства между наблюдателем и объектом наблюдения влияет на силу симпатии, научение ребенка симпатии носит условный характер.
Соотнося свой опыт с ситуацией стимулом, ребенок актуализирует бывшую в его опыте сходную реакцию на этот же стимул и заражается переживанием объекта.
Миллер Н.
и Доллард Дж.
предложили свою условно-рефлекторную теорию подражания с идеей инструментального рефлекса или подкрепления: подражание эффективно в процессе научения, если оно приносит удовлетворение или вознаграждение.
Бандура А.
и его последователи предложили вид научения, независимый от подкрепления как основного фактора, заменяя их интерпретацией системы ответов объекта, воспроизведением их, замещающий (vicarious), а переживание наблюдателя при эмоциональных ответах модели замещающим переживанием.
При этом эмпатия рассматривается как особый вид научения в системе замещающего опыта или замещающего переживания.

Плучек Р.
в статье «Эволюционные основы эмпатии», отмечает, что аналоги эмпатических состояний наблюдаются даже у животных, причем как у взрослых, так и у детенышей.
Эмпатия, следовательно, имеет, повидимому, некоторую генетическую основу.
Опыт же и научение, по его

[Back]