Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 37]

37 аналоговом перенесении при эмоциональном заражении (например, в искусстве, игровых видах спорта, массовых психических явлениях) и осознанными в познании (например, при рефлексивном рассуждении и атрибуции)» (209).
Э.
Штауб классифицирует эмпатию следующим образом: 1.
По эмоционально-познавательному аспекту на: когнитивную (воображаемое принятие очевидцем роли другого, т.е.
осознание условий, воздействующих на другого и его реакции на них); аффективную (реакция сочувствия при этом очевидец ориентируется не столько на фрустрирующую другого ситуацию, сколько на проявляемые им эмоции).
2.
По тому, какую роль играют аффективная и когнитивная составляющие в эмпатической реакции самого очевидца, он выделил эмпатию соучастия (преобладает когнитивная составляющая); эмпатическое присоединение (преобладает аффективная составляющая).
3.
Кроме того, он делит эмпатию на: параллельную (если очевидец ограничивается чисто эмпатической реакцией на ситуацию, в которой находится другой); реактивную (если эмпатия перерастает в сочувствие, вызывает какие-то другие эмоции).
4.
Он предполагает возможность существования таких видов эмпатии как: истинная (когда когнитивная и аффективная составляющие в реакции очевидца соответствуют реальным чувствам другого, т.е.
им дана верная интерпретация); ложная (возникает в результате проекции) (168).
Дж.
Мид [1934г.] определяет эмпатию как «способность принять роль другого человека» (51).
[стр. 58]

того, как он воспринимается своим партнером по общению.
Это не просто знание другого, понимание другого, но знание того, как другой знает (понимает) меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, содержанием которого является «воспроизведение» внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя [129.С.35.].
Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека.
Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвященных этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции» [129.С 35].
Юсупов И.М.: «Эмоционально-когнитивные компоненты эмпатийного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности.
Включение одного в другое происходит при дефиците информации об эмпатируемом объекте.
Оно может быть подсознательным в аналоговом перенесении при эмоциональном заражении (например, в искусстве, игровых видах спорта, массовых психических явлениях) и осознанными в познании (например, при рефлексивном рассуждении и атрибуции)» [212].
«Проблема понимания, пишет Г.-Г.
Гадамер, — обретает в последние годы все возрастающую актуальность, что очевидным образом связано с обострением геополитической и общественно-политической ситуации и с усилением пронизывающих нашу эпоху противоречий.
Она встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаруживается отсутствие общего языка и вошедшие в привычку ключевые понятия начинают действовать как раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности и напряжения, на преодоление которых направлялись наши усилия.
Достаточно вспомнить хотя бы такие слова, как «демократия» и «свобода» [65.С.43].
«Понимание, — пишет Гадамер, — это изначальная бытийная характеристика самой человеческой жизни» [66.
С.44].
58

[Back]