Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 38]

b 38 В.
Бойко определял эмпатию как форму рационально-эмоциональноинтуитивного отражения другого человека.
В.
Лабунская, Д.
Ричардсон, А.
Макеева относят эмпатию как ' способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.
М.
Муканов принимает эмпатию за некий социальный инсайт,
1 «умственную коммуникацию».
Л.
Божович, Т.
Конникова считают эмпатию как мотивационную разнонаправленность эгоистического или альтруистического поведения*.
Е.С.
Гончаренко был предложен термин «эмпатийный потенциал»: « ...
(от лат potentia сила, возможность) это предрасположенность и возможности личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы»
(59, С.10).
Д.
Майерс определил, что эмпатия это самозабвенное переживание чувств другого; попытки поставить себя на его место.
Он же приводит .
данные о различиях в проявлении эмпатии у женщин и у мужчин: «Согласно опросам, женщины в большей степени склонны описывать себя как , эмпатичных, способных понять чувства других радоваться с теми, кто
!• радуется, и плакать с теми, кто плачет» (115, С.231).
Обобщенное понимание категории «переживание» представлено в современном Психологическом словаре и трактуется как «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и * выступающее для него как событие его собственной жизни; наличие
1 стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и, тем < самым, способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ii г ее жизни событиям; форма активности, возникающая при невозможности ь достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и 1
[стр. 33]

втором его предметом, т.е.
тем, на что наше переживание направлено, и что оно специфически окрашивает» [50.С.72-73].
Механизм эмпатии, по представлениям В.К.
Вилюнаса, похож на механизм возникновения 33 «ответных» эмоций.
Предлагаемый В.К.
Вилюнасом механизм возникновения эмпатических переживании по типу «ответных» эмоции кажется вполне оправданным, но нуждающимся в дополнительных пояснениях относительно функционирования.
Анализируя данный аспект эмпатии, необходимо рассмотреть вопрос механизма процесса идентификации в общении.
Пашукова Т.И.
[144], рассматривая эмпатию как эмоциональное соучастие в переживаниях других людей, утверждает следующее: « ...
заражение нельзя считать основным в механизме эмпатии.
В этом убеждают результаты изучения экспрессивного выражения эмоции.
Они свидетельствуют не только о существовании врожденных видотипичных схем, соответствующих определенным переживаниям, но и о присутствии приобретенных, заученных, социолизированных способов проявления чувств, подлежащих произвольному контролю, а также индивидуальных экспрессивных особенностей, придающих видовым и социальным нормам выражения эмоций специфические черты, свойственные только данному индивиду [144].
Бойко В.
определял эмпатию как форму рационально-эмоциональноинтуитивного отражения другого человека.

Лабункая В., Ричардсон Д., Макеева А.
относят эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.
Муканов М.
принимает эмпатию за некий социальный инсайт,
«умственную коммуникацию».
Божович Л., Конникова Т.
считают эмпатию как мотивационную разнонаправленность эгоистического или альтруистического поведения.


[стр.,34]

34 Гончаренко Е.С.
был предложен термин «эмпатийный потенциал»: « ...
(от лат potentia сила, возможность) это предрасположенность и возможности личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы
[75.С.10].
Многие авторы выделяют два вида эмпатии: «сочувствие» и «сопережевание» (Шелер, Олпорт, Аш, Валлон, Уилмер, Стотланд).
Обобщенное понимание категории «переживание» представлено в современном психологическом словаре и трактуется как «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни; наличие
стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования» [153].
В более широком смысле, переживание равнозначно содержанию сознания, благодаря чему получает выражение тот факт, что человек весь, целиком участвует в психическом как телесно-душевно-духовная целостность.
Будучи укорененном в индивидуальной жизни личности, переживание, таким образом, это не только аффективное состояние человека, но и особая форма его активности в процессе познания и смыслоорганизующей деятельности [52.С.7] Гавриловой Т.П.
предложено различать два вида эмпатии: сопереживание, то есть переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой через отождествление с ним, и сочувствие, то есть переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств.
Примером сопереживания может служить переживание учеником волнения

[стр.,35]

35 отвечающего на экзамене товарища во время ожидания своей очереди.
Ребенок может сочувствовать старому человеку, испытывать к нему чувство жалости, хотя его переживания непосредственно не являются для него близкими.
Можно предположить, что при сопереживании субъект переносит на себя чужое эмоциональное состояние и переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта и, главным образом, если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем.
При сочувствии же субъект переживает за другого как бы «бескорыстно», без соотнесения с собой.
Конечно, сопереживание и сочувствие могут проявляться не только в чистом виде: при сочувствии может иметь место элемент сопереживания, а при сопереживании сочувствия.
Однако ив этих случаях один из видов эмпатии доминирует [62.С.108].
Развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий (Рош, Бордин, Хогэн, Мерфи, Ролингс, Ирвинг, Гофман, Аронфрид, Паскаль).
Нарушение эмпатических отношений в семье приводит к образованию такого свойства личности, как тревожность, которая затрудняет проявление эмпатии в поведении (Хэнер, Стотлэнд, Салливен, Мерфи) [63.С.155].
Мехрабиан А.
и Эпштейн Н.
рассматривают эмпатию как основную личностную детерминанту помогающего поведения.
Майерс Д.
сказал, что эмпатия — это самозабвенное переживание чувств другого; попытки поставить себя на его место.
Он же приводит данные о различиях в проявлении эмпатии у женщин и у мужчин: «Согласно опросам, женщины в большей степени склонны описывать себя как эмпатичных, способных понять чувства других радоваться с теми, кто
радуется, и плакать с теми, кто плачет» [123.С.231].

[Back]