39 •Л ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования» (67). В более широком смысле переживание равнозначно содержанию сознания, благодаря чему получает выражение тот факт, что человек весь, целиком участвует в психическом как телесно-душевно-духовная целостность. Будучи укорененном в индивидуальной жизни личности переживание, таким образом, это не только аффективное состояние человека, но особая форма его активности в процессе познания и смыслоорганизующей деятельности (58, С.7). Л.С. Выготский рассматривал «переживание» как категорию, обладающую характером «общего знаменателя» в имеющейся системе величин психологического познания. Она была выделена в особой i \ s 4 fJr у исследовательской ситуации, где теоретическая рефлексия сочеталась с Ф повседневным опытом работы в клинике изучения развития личности в онтогенезе. В итоге появилась концепция о переживаниях, которая включала в себя ряд важных моментов: а) определение переживания в качестве величины, движущей поведением и представляющей личность в социальной ситуации развития; б) взгляд на возрастное развитие как на историю переживаний формирующейся личности; в) включение переживаний в контекст идеи об единстве аффекта и интеллекта и акцент на сопряженности переживания с конфликтными 1 * И I }# V!Л t ситуациями, через которые проходит история индивида; г) взгляд на переживания как на индикаторы различных «эпох» этой истории (58). Многие авторы выделяют два вида эмпатии: «сочувствие» и «сопереживание» (Шелер, Олпорт, Аш, Валлон, Уилмер, Стотланд). Т.П. Гавриловой предложено различать два вида эмпатии: « ... сопереживание, то есть переживание субъектом тех же чувств, которые 4* ь > V испытывает другой через отождествление с ним, и сочувствие, то есть ) |
34 Гончаренко Е.С. был предложен термин «эмпатийный потенциал»: « ... (от лат potentia сила, возможность) это предрасположенность и возможности личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы [75.С.10]. Многие авторы выделяют два вида эмпатии: «сочувствие» и «сопережевание» (Шелер, Олпорт, Аш, Валлон, Уилмер, Стотланд). Обобщенное понимание категории «переживание» представлено в современном психологическом словаре и трактуется как «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни; наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования» [153]. В более широком смысле, переживание равнозначно содержанию сознания, благодаря чему получает выражение тот факт, что человек весь, целиком участвует в психическом как телесно-душевно-духовная целостность. Будучи укорененном в индивидуальной жизни личности, переживание, таким образом, это не только аффективное состояние человека, но и особая форма его активности в процессе познания и смыслоорганизующей деятельности [52.С.7] Гавриловой Т.П. предложено различать два вида эмпатии: сопереживание, то есть переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой через отождествление с ним, и сочувствие, то есть переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств. Примером сопереживания может служить переживание учеником волнения описаний такие состояния и переживания душевной жизни, которые доступны лишь поэтам и писателям. Выготский Л.С. (1896-1934) стал первым критиком дильтеевской дихотомии, решившим преодолеть ее на основе научных исследований психики. Он относил «понимающую психологию» Дильтея к «спиритуалистическому» направлению и считал ее бесперспективной, так как она, по его мнению, ставила индивидуальное сознание в зависимость от культурных ценностей и сводила его к переживаниям личности в континууме «чистых» смысловых связей. Л.С. Выготский рассматривал «переживание» как категорию, обладающую характером «общего знаменателя» в имеющейся системе величин психологического познания. Она была выделена в особой исследовательской ситуации, где теоретическая рефлексия сочеталась сл повседневным опытом работы в клинике изучения развития личности в онтогенезе. В итоге появилась концепция о переживаниях, которая включала в себя ряд важных моментов: а) определение переживания в качестве величины, движущей поведением и представляющей личность в социальной ситуации развития; б) взгляд на возрастное развитие как на историю переживаний формирующейся личности; в) включение переживаний в контекст идеи о единстве аффекта и интеллекта и акцент на сопряженности переживания с конфликтными ситуациями, через которые проходит история индивида; г) взгляд на переживания как на индикаторы различных «эпох» этой истории [61]. Как элементы сознания, представленные в единстве и взаимопроникновении, соединил переживание и знание, другой отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960), поставив при этом переживания в зависимость от знания. Он выделял исходные переживания, которые охватывают все непосредственно испытываемые субъектом 45 |