Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 45]

45 v образом, эмпатия включает в себя многие компоненты аффективные, *А \ когнитивные и логические, которые, взаимодействуя, создают почву для 1 аналитического лечения» (89).
С точки зрения психотерапии и консультирования проблему эмпатии в -i контексте развития профессионально важных качеств необходимо рассматривать работы Дж.
Морено, исследования А.
Айви и М.
Айви, П.
Холмс и М.
Кар.
Истоками эмпатии, как указывали родоначальники Титченер, Крайфорд и Т.
Липпс, являются
механизмы «вчувствования».
Эти механизмы наиболее продуктивно изучались отечественными психологами искусства и творчества Л.С.
Выготским,
М.Е.
Марковым, Е.Я.
Басиным, А.Л.
Гройсманом и видным зарубежным ученым, основателем учения о психодраме Д.Л.
Морено.

> Явление эмпатии в контексте психологии искусства как необходимый и обязательный компонент творчества рассматривали Л.С.
Выготский,
f К.С.
Станиславский, Г.Г.
Нейгауз, А.П.
Мейерхольд, М.
Чехов, Е.Я.
Басин.
На психологическом уровне эмпатия наблюдается в сценическом творчестве как эмоциональная децентрация личности с «вживанием» в объект эмпатии (С.
Гиппиус,
К.
Станиславский).
При этом эмоции настолько вплетены в познавательные процессы, что справедливо говорить о чувственном мышлении.
Творческий процесс «непременно проходит три этапа: стадию чувственного мышления (пралогическую формулировку) и логического анализа с тем, чтобы затем объединить этидва последовательных этапа развития в едином моменте соприсутствия, давая ' окончательную форму образ произведения» (С.
Эйзенштейн).
* Л.С.
Выготский определил искусство как общественную «технику
t ' чувств», как способ передачи и фиксирования специфических завоеваний ‘ человеческой психики (48).
Л.Н.
Болынунова в исследовании, посвященном влиянию музыкальныхЬX j средств на развитие эмпатии личности, выделяет следующие виды эмпатии:л t V '1 t }t
[стр. 43]

жизни и являющаяся, составной частью человеческой природы, практической и теоретической деятельности, как индивида, так и социума [105.С.6].
«В психологии различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания, моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.); и предиктивная эмпатия способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.
Важнейшей чертой процессов эмпатии, отличающих ее от других видов понимания (принятия ролей, децентрации и т.д.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом прошлого опыта.
Эмпатия легче реализуется в случаях сходства поведенческих реакций субъектов, а также тревожных индивидов.
...
в системе межличностных отношений, характерных для развития коллектива, формируется активное вмешательство субъекта эмпатии в сложившуюся ситуацию, с целью устранения фрустрации других членов коллектива [101.С.409-410].
Из этого следует, что эмпатия связана с групповыми феноменами, поэтому в .определении даны ссылки на понятие группы и коллектива.
Эмпатия связана с индивидуальной сензитивностью, т.е.
чувствительностью одного человека к другому, как в эмоциональном плане (эмотивная эмпатия), так и в когнитивном (познавательная эмпатия), а также с психологическими состояниями индивида (тревожность).
Истоками эмпатии, как указывали Титченер, Крайфорд и Т.
Липпс, являются
мезанизмы «вчувствования».
Эти механизмы наиболее продуктивно изучались отечественными психологами искусства и творчества Л.С.
Выготским
(1965), М.Е.
Марковым (1958), Е.Я.
Басиным (1997), А.Л.
Гройсманом (1996) и видным зарубежным ученым, основателем учения о психодраме Д.Л.
Морено
(1953).
43

[стр.,44]

44 Явление эмпатии в контексте психологии искусства как необходимый и обязательный компонент творчества рассматривали Л.С.
Выготский,
К.С.
Станиславский, Г.Г.
Нейгауз, А.П.
Мейерхольд, М.
Чехов, Е.Я.
Басин.
На психологическом уровне эмпатия наблюдается в сценическом творчестве как эмоциональная децентрация личности с «вживанием» в объект эмпатии [С.
Гиппиус,
1957; К.Станиславский, 1951].
При этом эмоции настолько вплетены в познавательные процессы, что справедливо говорить о чувственном мышлении.
Творческий процесс «непременно проходит три этапа: стадию чувственного мышления (пралогическую формулировку) и логического анализа с тем, чтобы затем объединить эти два последовательных этапа развития в едином моменте соприсутствия, давая окончательную форму-образ произведения» [С.
Эйзенштейн,1964].
Л.С.
Выготский определил искусство как общественную «технику
чувств», как способ передачи и фиксирования специфических завоеваний человеческой психики [61].
Истоки гуманитарной психологии лежат в описательной, или понимающей, психологии, обоснованной в конце 19 века В.
Дильтеем.
Он полагал, что и по предмету, и по методу психология отличается от естествознания.
Современная психологическая наука и педагогическое образование развиваются под определяющим влиянием норм и ценностей естествознания.
В настоящее время естественнонаучная парадигма в психологии подвергается критике и ставится задача создания гуманитарной психологии [43.С.52].
В.
Дильтей утверждал, что человек существо духовное, и психология есть наука о духе.
Отличие наук о духе от наук о природе состоит в том, что своим предметом они имеют субъективные, идеальные явления.
Психология, согласно В.
Дильтею, должна исходить из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность.
Предметом описательной психологии им мыслился развитой человек во всей полноте его душевной жизни.
Перед психологией ставилась задача уловить в сети своих

[Back]