Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 46]

46 художественную, праксическую и социальную.
«Художественную эмпатию как универсальную творческую способность человека в любой области мы условно разделили на эстетическую и интеллектуальную.
Эстетическая эмпатия как способность глубоко входить в мир других людей, реальных или воображаемых, характерна для писателей, художников, музыкантов.
В творчестве эмпатия это не только воображаемое перенесение себя в мысли и действия другого, но и структурирование мира' по его образцу.
Интеллектуальная эмпатия связана с научными открытиями, с методом генерирования новых идей, с личной «аналогией».

# Таким образом, механизм художественной эмпатии идентификация и децентрация.
С праксической эмпатией связано двоякое познание мира: через разрушение (некрофилия) и через созидание (биофилия).
Неспособность к сочувствию и сопереживанию является характеристикой некрофилов, другие биофилы суть любви и понимания всего сущего в мире»
(30).
Ощущение себя частицей природы, космоса актуализирует способности человека к принятию уникальности и индивидуальности своей и других.
А.Н.
Тетиор среди множества этик выделил экологическую этику эмпатии окружающей среды как фактор обеспечения дальнейшей жизни на Земле.
«В этике эмпатии не требуется любовь ко всем созданиям живой природы, и тем более благоговение перед всеми формами жизни, нужно глубокое понимание их незаменимости, необходимости.
Но (мелкие животные, в том числе насекомые, черви и пр.) их жизнь нужна и бесценна для природы, они не могут быть заменены другими животными.
Для них нельзя создавать другие, более благоприятные, щадящие условия жизни.
Новая экологическая этика эмпатии, сочувствия, отличается от других тем, что она более объективна и диалектична.
Сочувствие, сопереживание это глубокие чувства, основанные на понимании других форм жизни, их
I*
[стр. 46]

психические в качестве данных ему, и переживания как события внутренней жизни [163].
Эвристически перспективный подход к переживаниям открыли работы Б.М.
Теплова (1896-1965), который в качестве ядра переживаний усматривал не саму по себе эмоцию, а особое образование в виде эмоционально испытываемого понимания смыслов и ценностей культуры.
Тепловский экспериментальный анализ различных музыкальных способностей, обозначаемых термином «чувство» чувство ритма, ладовое чувство и т.п., предполагал нераздельность с содержанием музыки.
Под содержанием Теплов подразумевал музыкальные представления (как «обобщенные образы»).
Именно они выполняют ту функцию содержания, без которого нет эмоционального переживания различий [188].
Болынунова Л.Н.
в исследовании, посвященном влиянию музыкальных средств на развитие эмпатии личности, выделяет следующие виды эмпатии: художественную, праксическую и социальную.
Она писала: «Художественную эмпатию как универсальную творческую способность человека в любой области мы условно разделили на эстетическую и интеллектуальную.
Эстетическая эмпатия как способность глубоко входить в мир других людей, реальных или воображаемых, характерна для писателей, художников, музыкантов.
В творчестве эмпатия это не только воображаемое перенесение себя в мысли и действия другого, но и структурирование мира по его образцу.
Интеллектуальная эмпатия связана с научными открытиями, с методом генерирования новых идей, с личной «аналогией».

Таким образом, механизм художественной эмпатии идентификация и децентрация.
С праксической эмпатией связано двоякое познание мира: через разрушение (некрофилия) и через созидание (биофилия).
Неспособность к сочувствию и сопереживанию является характеристикой некрофилов, другие биофилы суть любви и понимания всего сущего в мире»
[35].
Тетиор А.Н.
среди множества этик выделил экологическую этику эмпатии окружающей среды как фактор обеспечения дальнейшей жизни на
46

[стр.,47]

Земле.
«В этике эмпатии не требуется любовь ко всем созданиям живой природы, и тем более благоговение перед всеми формами жизни, нужно глубокое понимание их незаменимости, необходимости.
Но (мелкие животные, в том числе насекомые, черви и пр.) их жизнь нужна и бесценна для природы, они не могут быть заменены другими животными.
Для них нельзя создавать другие, более благоприятные, щадящие условия жизни.
Новая экологическая этика эмпатии, сочувствия, отличается от других тем, что она более объективна и диалектична.
Сочувствие, сопереживание это глубокие чувства, основанные на понимании других форм жизни, их
предназначения, трудностей.
Эта этика предполагает глубинное проникновение в законы экологии, во взаимосвязь всех явлений, во взаимосвязь всего живого и в зависимость человека от природы.
Она предполагает знание экологии, эволюции, понимание важной роли всего живого в обеспечении жизни на Земле» [189.С.30].
«Этика сочувствия, эмпатия как одна из множеств экологических этик поможет человеку объективнее относится к живой природе» [189.С.31].
Выводы по параграфу Проведенный анализ позволяет определить эмпатию как процесс сопереживания, включение в эмоциональное состояние другого человека, а способность к эмпатии, эмпатическую способность как предрасположенность к пониманию переживаний другого человека.
В результате анализа выделены важнейшие характеристики эмпатии: эмпатия выступает как один из определяющих факторов (детерминант) поведения, характеризующих такой его аспект, как альтруизм поведения; эмпатия это специфическая эмоциональная форма познания, основным объектом которого является человек.
47

[Back]