48 взаимодействия. С участием всех перечисленных составляющих и * происходит понимание. Акт эмпатии может состояться только тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, видите, слышите. И это он может узнать по тому, что вы говорите, делаете, по вашей мимике, пантомимике, жестам, не говоря уже о конкретных поступках. I Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для развития эмпатии через обучение специальным способам понимания другого человека. М.Р. Желтухина, исследуя проблему тропологической суггестивности масс-медиального дискурса в языке СМИ, выделяет один из факторов речевого воздействия «...как психологически-эмоциональное речевое' воздействие на адресата: А) убеждение (логические аргументы) опора на сознание, разум, Б) внушение (эмоциональные аргументы) аппеляция к эмоциям, и , приведение адресата в нужное для целей адресата психическое состояние (Аристотель). Эмоциональное воздействие объясняется сложившимися установками (неосознаваемой «готовности субъекта к определенной форме реагирования, его модусом, целостным состоянием» (Узнадзе)) и влияет на создание новых установок и стереотипов как прочно укоренившихся отношений к однородным и похожим явлениям, коррекцию ценностей. Механизм суггестивности = когниция + эмоция» (69, С.60). Проявление эмпатии означает, что линия поведения другого принимается в расчет, к ней проявляется сочувствие (или сопереживание), но своя собственная стратегия поведения строится совсем по-другому. Одно 4 дело понять воспринимаемого человека, встав на его позицию, другое дело ¥ ; понять его (сопереживать ему), приняв в расчет его точку зрения, сочувствуя ! ей (133, С.34). I г 1 f Г л |
49 1.3. Ценностные и коммуникативные аспекты формирования эмпатийности К середине 1950-х гг. представление об аффективно-когнитивной природе процесса эмпатии было дополнено и углублено введением коммуникативного компонента. Роджерс К., Труакс С. определяют коммуникативный компонент как способность передавать партнеру понимание его переживаний или его внутренней ситуации. Дэниш С., Каган Н. говорят о способности отслеживать и описывать внутренний мир другого в понятных для него словах. Киф Т. в свою модель эмпатического процесса включает этап точной передачи другому возникших по его поводу чувств в вербальной и невербальной формах [123]. Такое расширенное и углубленное понимание эмпатии означает, что при отсутствии коммуникативного компонента нельзя говорить об эмпатии. Акт эмпатии может состояться только тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, видите, слышите. И это он может узнать по тому, что вы говорите, делаете, по вашей мимике, пантомимике, жестам, не говоря уже о конкретных поступках. Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для развития эмпатии через обучение специальным способам понимания другого человека. Желтухина М.Р., исследуя проблему тропологической суггестивности масс-медиального дискурса в языке СМИ, выделяет один из факторов речевого воздействия как психологически-эмоциональное речевое воздействие на адресата: А) убеждение (логические аргументы) опора на сознание, разум, 50 Б) внушение (эмоциональные аргументы) аппеляция к эмоциям и приведение адресата в нужное для целей адресата психическое состояние (Аристотель). Эмоциональное воздействие объясняется сложившимися установками (неосознаваемой «готовности субъекта к определенной форме реагирования, его модусом, целостным состоянием» (Узнадзе, 1961) и влияет на создание новых установок и стереотипов как прочно укоренившихся отношений к однородным и похожим явлениям, коррекцию ценностей. Механизм суггествиности = когниция + эмоция [83.С.60]. «Итак, простой коммуникации посредством речи недостаточно. Простого собрания людей тем более недостаточно для возникновения настоящего сообщества. Нужны социальные связи, основанные на этике, которая только и позволяет людям жить вместе, не убивая друг друга [111.С.88]. Куле К., исследуя СМИ в Древней Греции, пришла к выводу: «Наконец, не кто-нибудь, а Аристотель подводил базу под то, что мы сейчас называем коммуникацией, утверждая, что совершенно необходимо подлаживаться к собеседнику или слушателю [111.С.210.] Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению. Одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое которыми работают специалисты творческих профессий. Вот почему настолько актуально формирование эмпатии у студентов еще в период их обучения в вузе, как составляющей части профессиональных знаний, умений, навыков. Кроме того, в результате исследований, проведенных Т.И. Пашуковой, автор сделал следующее заключение: «Не исключена возможность предположения, что у более эмпатийных нет ригидности воображения. ... полученные результаты свидетельствуют о связи эмпатийности с некоторыми свойствами мышления и воображения и позволяют надеяться на справедливость предположения о роли этих процессов в механизме эмпатии [144.С.92]. Проявление эмпатии означает, что линия поведения другого принимается в расчет, к ней проявляется сочувствие (или сопереживание), но своя собственная стратегия поведения строится совсем по-другому. Одно дело понять воспринимаемого человека, встав на его позицию, другое дело понять его (сопереживать ему), приняв в расчет его точку зрения, сочувствуя ей [Там же.С.34]. Бодалев А.А. [1978] отмечал, что если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных, осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в котором он живет, способов и стимулированную же определенными мотивами, то деятельностью будет не только работа хирурга и художника, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения [31] Шорохова В.В. [1975] считает, что если рассматривать интерперсональное отражение, а с ним и эмоциональные проявления как функцию общения, то она в акцентации социальной обусловленности психики человека имеет даже большее значение, чем трудовая деятельность [132]. Агавелян О.К. [1989] отмечал: «... как данная личность взаимодействует с людьми, какие способы, средства и формы общения 52 |