Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 49]

49 В интерперсональных отношениях понимание человека человеком имеет свою специфику.
Объект познания предстает перед познающим, как совокупность чувственных признаков и поведенческих актов.
Субъект познания, проникая в его внутреннюю сущность, как бы читает эту латентную сторону другого человека.
При этом сам познающий своими предметно-практическими, экспрессивными, речевыми актами стимулирует объект познания обнажать его скрытые стороны.
Результат понимания вербализуется, а сам процесс осуществляется через социальное взаимодействие, когда на основе личных переживаний и обобщенного общественного опыта устанавливаются различные взгляды на ситуацию или познаваемый объект,
т.е.
имеет место децентрация субъекта познания.

В основе концепции бихевиористов (М.
Аргайл, М.

Хоффман) было выделение интерактивного аспекта эмпатического взаимодействия.
Основными положениями данной концепции было то, что: научение происходит через чувственную сферу, т.е.
через сопереживание;
научение совершается через подражание, чувствительность к соответствующей информации, тонкую дифференциацию окружения по его подкрепляющим возможностям; научение через сопереживание происходит не менее успешно, чем посредством упражнений (концепция замещающего переживания).
М.
Хоффман в своей эволюционной, физиологической и онтогенетической теории эмпатии говорит о двух ее компонентах: эмоционального возбуждения и компоненте социально-когнитивном (168, С.
470).
Социальный необихевиоризм изучал эмпатию, как поведение, включенное в контекст социального изучения на основе идей подражания, выдвинутых Т.
Липпсом, В.
МакДауголлом, Ф.
Олпортом
и др.
[стр. 51]

обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам.
Вы доверенное лицо для другого.
Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно.
Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости.
В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое «я».
Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что они смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
В интерперсональных отношениях понимание человека человеком имеет свою специфику.
Объект познания предстает перед познающим как совокупность чувственных признаков и поведенческих актов.
Субъект познания, проникая в его внутреннюю сущность, как бы читает эту латентную сторону другого человека.
При этом сам познающий своими предметно-практическими, экспрессивными, речевыми актами стимулирует объект познания обнажать его скрытые стороны.
Результат понимания вербализуется, а сам процесс осуществляется через социальное взаимодействие, когда на основе личных переживаний и обобщенного общественного опыта устанавливаются различные взгляды на ситуацию или познаваемый объект
[Н.
Geissier, 1981], т.е.
имеет место децентрация субъекта познания.

К психологическим механизмам понимания человека относятся социальная перцепция, идентификация, проекция, интуиция, каузальная атрибуция, инсайт, эмпатия.
Проведенный анализ разновидностей интерперсонального взаимодействия позволяет выделить ряд факторов, определяющих понимание состояний и мотивов поведения объектов социальной природы: интонирование, мимика, пантомимика и вербальный компонент взаимодействия.
С участием всех перечисленных составляющих и происходит понимание.
То есть весь основной набор, инструментарий, 51

[стр.,67]

сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель и т.д.
К Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора.
Фасилитатором, т.е.
способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг [139].
В сфере образования К.
Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании.
Так у учеников учителейфасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у «традиционных» учителей, наблюдалось: 1) меньше пропусков занятий в учебном году; 2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии; 3) более развитая «Я-концепция», более позитивное самоуважение; 4) более высокие академические успехи; 5) меньше актов вандализма; 6) меньше дисциплинарных проблем; 7) более высокий IQ; 8) рост творчества в течение года; 9) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления [62].
В основе концепции бихевиористов (М.
Аргайл, М.

Хофман) было выделение интерактивного аспекта эмпатического взаимодействия.
Основными положениями данной концепции было то, что: « научение происходит через чувственную сферу, т.е.
через сопереживание;
научение совершается через подражание, чувствительность к соответствующей информации, тонкую дифференциацию окружения по его подкрепляющим возможностям; 67

[стр.,68]

68 • научение через сопереживание происходит не менее успешно, чем посредством упражнений (концепция замещающего переживания).
Социальный необихевиоризм изучал эмпатию, как поведение, включенное в контекст социального изучения на основе идей подражания, выдвинутых Т.
Липпсом, В.
МакДауголлом, Ф.
Олпортом,
Хемфри.
И, если В.
МакДауголл считал симпатию как реакцию на любые наблюдаемые выражения чувств, то Т.
Липпс, а впоследствии и Ф.
Олпорт, считали подражание объекту условием «вчувствования аффекта».
Более того, Ф.
Олпорт рассматривал подражание как стадию, предшествующую процессу научения симпатии.
Хемфри, Ф.
Олпорт его поддерживал, считал, что влияние сходства между наблюдателем и объектом наблюдения влияет на силу симпатии, научение ребенка симпатии носит условный характер.
Соотнося свой опыт с ситуацией стимулом, ребенок актуализирует бывшую в его опыте сходную реакцию на этот же стимул и заражается переживанием объекта.
Миллер Н.
и Доллард Дж.
предложили свою условно-рефлекторную теорию подражания с идеей инструментального рефлекса или подкрепления: подражание эффективно в процессе научения, если оно приносит удовлетворение или вознаграждение.
Бандура А.
и его последователи предложили вид научения, независимый от подкрепления как основного фактора, заменяя их интерпретацией системы ответов объекта, воспроизведением их, замещающий (vicarious), а переживание наблюдателя при эмоциональных ответах модели замещающим переживанием.
При этом эмпатия рассматривается как особый вид научения в системе замещающего опыта или замещающего переживания.
Плучек Р.
в статье «Эволюционные основы эмпатии», отмечает, что аналоги эмпатических состояний наблюдаются даже у животных, причем как у взрослых, так и у детенышей.
Эмпатия, следовательно, имеет, повидимому, некоторую генетическую основу.
Опыт же и научение, по его

[Back]