Развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий (Рош, Бордин, Хогэн, Мерфи, Ролингс, Ирвинг, Гофман, Аронфрид, Паскаль). Изначально, эмпатия имела отношение к психотерапии, а затем нашла применение в сферах реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни, межличностного общения и т.д. К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии, базирующееся на клиент-центрированном подходе, принятого в психотерапии, на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель и т.д. К. Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. Фасилитатором, т.е. способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг (155). А.А. Бодалев и Т.Р. Каштанова, характеризуя состояние изученности эмпатии говорят: «... создание такой теории позволило бы интегрировать все полученные факты и одновременно дало бы возможность более целенаправленно и продуктивно вести поиск новых характеристик эмпатии и закономерностей ее протекания и формирования, а значит, и более эффективно использовать знание этого феномена в прикладных целях при проведении психотерапии, в обучении и воспитании и вообще при оптимизации общения. По нашему мнению, разработка теории эмпатии должна основываться на учении об обществе и человеке как субъекте и объекте труда, познания и общения, и необходимый элемент более широкой психологической теории, объясняющей и раскрывающей всю сложную совокупность закономерностей и механизмов межличностного общения» (25). Е.С. Гончаренко подчеркивал: «Поэтому такие феномены гуманистической психологии как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия становятся важнейшим содержанием психологической жизни современной личности и «в качестве ненасыщаемых потребностей» |
66 Борисенко С.Б. пишет об использовании эмпатии в воспитательных целях [41]. Бодалев А.А. и Каштанов Т.Р., характеризуя состояние изученности эмпатии говорят: «... создание такой теории позволило бы интегрировать все полученные факты и одновременно дало бы возможность более целенаправленно и продуктивно вести поиск новых характеристик эмпатии и закономерностей ее протекания и формирования, а значит, и более эффективно использовать знание этого феномена в прикладных целях при проведении психотерапии, в обучении и воспитании и вообще при оптимизации общения. По нашему мнению, разработка теории эмпатии должна основываться на учении об обществе и человеке как субъекте и объекте труда, познания и общения, и необходимый элемент более широкой психологической теории, объясняющей и раскрывающей всю сложную совокупность закономерностей и механизмов межличностного общения» [33]. «В зарубежной психологии проблема эмпатии имеет большое значение как прикладная в таких областях, как психотерапия, научение,, взаимодействие в социальных сферах и т.п. [Там же]. Агавелян Р.О. считает, и мы с ним согласны: «В процессе педагогической деятельности пренебрежение ролью психологических механизмов социально-ролевого поведения и чувства эмпатии приводит к малоэффективности самого процесса [5.С.34]. «... эмпатия, включающая аспекты эмоциональных состояний, мотивации, поведения, несомненно, является одной из наиболее перспективных проблем современной психологии» [62.С.156]. Изначально, эмпатия имела отношение к психотерапии, а затем нашла * применение в сферах реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни, межличностного общения и т.д. Роджерс К. распространил свое понимание эмпатии, базирующееся на клиент-центрированном подходе, принятого в психотерапии, на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель и т.д. К Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. Фасилитатором, т.е. способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг [139]. В сфере образования К. Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании. Так у учеников учителейфасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у «традиционных» учителей, наблюдалось: 1) меньше пропусков занятий в учебном году; 2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии; 3) более развитая «Я-концепция», более позитивное самоуважение; 4) более высокие академические успехи; 5) меньше актов вандализма; 6) меньше дисциплинарных проблем; 7) более высокий IQ; 8) рост творчества в течение года; 9) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления [62]. В основе концепции бихевиористов (М. Аргайл, М. Хофман) было выделение интерактивного аспекта эмпатического взаимодействия. Основными положениями данной концепции было то, что: « научение происходит через чувственную сферу, т.е. через сопереживание; • научение совершается через подражание, чувствительность к соответствующей информации, тонкую дифференциацию окружения по его подкрепляющим возможностям; 67 |