51 побуждают ее к творческой созидательной деятельности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова) (59. С.3-4). В зарубежной психологии проблема эмпатии имеет большое значение как прикладная в таких областях, как психотерапия, научение взаимодействие в социальных сферах и т.п. Современные исследователи все чаще говорят формировании эмпатии, как профессионального качества, особенно по отношению к социометрическим профессиям. М.Е. Бурно: «Именно потому, что у аутистического психотерапевта нет природно-реалистической способности непосредственно душевно-живо сопереживать своему пациенту, он нередко, и учится этому теплому сопереживанию (эмпатии) теоретически-технически» (37, С.51). А.А. Головина: «Информационное содержание профессиональной эмпатичности интегрируется в психологический образ, вызывающий конкретное отношение посредством определенных способов взаимодействия. Данный образ отражает направленность эмоциональных переживаний психолога, что сказывается на активности и результативности его профессиональной деятельности» (58, С.13). И.О. Елеференко считает: «Способности как психическое явление развиваются в процессе обучения, в соответствующей деятельности. Талант общения как специальная способность именно специалистов творческих профессий, на основе эмпатии. Б.М. Теплов считал: «... Способность существует только в движении, только в развитии» (149, С.65), т.е. эмпатию как любую другую способность возможно и нужно развивать. Традиционно проблема способностей разрабатывается психологами. Способности исследуются как индивидуально-психологические качества человека, отражающие сложную систему отношении в процессе его жизнедеятельности. Способности определяются как сложное социальное образование, выражение «сущностных сил» человека. Они проявляются и развиваются, прежде всего, в трудовой деятельности человека. |
66 Борисенко С.Б. пишет об использовании эмпатии в воспитательных целях [41]. Бодалев А.А. и Каштанов Т.Р., характеризуя состояние изученности эмпатии говорят: «... создание такой теории позволило бы интегрировать все полученные факты и одновременно дало бы возможность более целенаправленно и продуктивно вести поиск новых характеристик эмпатии и закономерностей ее протекания и формирования, а значит, и более эффективно использовать знание этого феномена в прикладных целях при проведении психотерапии, в обучении и воспитании и вообще при оптимизации общения. По нашему мнению, разработка теории эмпатии должна основываться на учении об обществе и человеке как субъекте и объекте труда, познания и общения, и необходимый элемент более широкой психологической теории, объясняющей и раскрывающей всю сложную совокупность закономерностей и механизмов межличностного общения» [33]. «В зарубежной психологии проблема эмпатии имеет большое значение как прикладная в таких областях, как психотерапия, научение,, взаимодействие в социальных сферах и т.п. [Там же]. Агавелян Р.О. считает, и мы с ним согласны: «В процессе педагогической деятельности пренебрежение ролью психологических механизмов социально-ролевого поведения и чувства эмпатии приводит к малоэффективности самого процесса [5.С.34]. «... эмпатия, включающая аспекты эмоциональных состояний, мотивации, поведения, несомненно, является одной из наиболее перспективных проблем современной психологии» [62.С.156]. Изначально, эмпатия имела отношение к психотерапии, а затем нашла * применение в сферах реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни, межличностного общения и т.д. Роджерс К. распространил свое понимание эмпатии, базирующееся на клиент-центрированном подходе, принятого в психотерапии, на другие |