Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 54]

54 В этой ситуации представляется необходимым ввести специальный термин, который бы давал возможность более однозначного понимания эмпатии, эмпатии в истинном значении.
Таким термином, на их взгляд, может быть термин «конгруэнтная эмпатия»
(56).
Под «конгруэнтной эмпатией Ю.Б.
Гиппенрейтер, Т.Д.
Карягина и Е.Н.
Козлова понимают (56): способность к последовательному выражению понимания другого в речи и/или действии; способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого».
Вот мнение А.Б.
Орлова и М.А.
Хазановой, с точкой зрения которых мы солидарны по этому вопросу: «Что же следует, на наш взгляд, понимать под термином «псевдоэмпатия»? Да и нужен ли сам этот термин, если вспомнить принцип «бритвы Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости».
Для нас совершенно очевидно, что за этим термином могут стоять лишь феномены, сходные с эмпатией по содержанию, по модусу, но лишенные ее важного отличительного качества (а именно условия «как если бы ...»), т.е.
симпатия и идентификация.
Иначе говоря, я псевдоэмпатичен не тогда, когда я инконгруэнтен, а когда я либо симпатизирую другому человеку, либо идентифицируюсь с ним»
(131, С.72).
Понятие конгруэнтности было введено К.
Роджерсом при описании условий успешного психотерапевтического процесса (или успешного процесса общения вообще).
Она представляет собой вторую необходимую способность психотерапевта.
Конгруэнтность это в первую очередь способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.
К.
Роджерс говорил о конгруэнтности между тем, что человек испытывает, тем, как он это воспринимает и тем, как он это выражает,
«цель жизни —быть таким, какой ты есть на самом деле».
Например, конгруэнтность учителя означает, что тот способен «предстать
[стр. 71]

71 коммуникативным компонентом эмпатии, во втором учитель проявляет некойгруэнтность» [73].
Итак, в случае недостаточной конгруэнтности учителя, психотерапевта можно говорить только о псевдоэмпатии.
В обоих вариантах псевдоэмпатии мы встречаемся с блокировкой чувства или действия, с личной непоследовательностью.
По мнению Гиппенрейтер Ю.Б., Карягиной Т.Д.
и Козловой Е.Н.: «Так называемая эмпатия ведет к манипулированию детьми: понимание чувств, состояний ребенка служит для воспитательного воздействия на него» [73].
Высоко развитая эмпатическая реакция возникает у учителя в первую очередь как у реального человека, который не преследует никаких особых воспитательных целей, если не считать живого сочувствия другому человеку и желания ему помочь.
Как нам кажется, в таких реакциях и намерениях ничего специфически педагогического нет.
В результате анализа понятия «эмпатия» вообще и «педагогическая эмпатия» в частности в отечественной и зарубежной психологопедагогической литературе эти авторы пришли к выводу, что за этими понятиями могут скрываться очень разные содержания, иногда даже противоположные их первоначальному смыслу.
В этой ситуации представляется необходимым ввести специальный термин, который бы давал возможность более однозначного понимания эмпатии, эмпатии в истинном значении.
Таким термином, на их взгляд, может быть термин «конгруэнтная эмпатия»
[73].
Под «конгруэнтной эмпатией Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д.
и Козлова Е.Н.
понимают: 1) способность к последовательному выражению понимания другого в речи и/или действии; 2) способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том

[стр.,72]

числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого» [73].
Вот мнение Орлова А.Б.
и Хазановой М.А., с точкой зрения которых мы согласны, по этому вопросу: «Что же следует, на наш взгляд, понимать под термином «псевдоэмпатия»? Да и нужен ли сам этот термин, если вспомнить принцип «бритвы Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости» [130.С.455-456].
Для нас совершенно очевидно, что за этим термином могут стоять лишь феномены, сходные с эмпатией по содержанию, по модусу, но лишенные ее важного отличительного качества (а именно условия «как если бы ...»), т.е.
симпатия и идентификация.
Иначе говоря, я псевдоэмпатичен не тогда, когда я инконгруэнтен, а когда я либо симпатизирую другому человеку, либо идентифицируюсь с ним»
[140.С.72].
Понятие конгруэнтности было введено К.
Роджерсом при описании условий успешного психотерапевтического процесса (или успешного процесса общения вообще).
Она представляет собой вторую необходимую способность психотерапевта.
Конгруэнтность это в первую очередь способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.
К.
Роджерс говорил о конгруэнтности между тем, что человек испытывает, тем, как он это воспринимает и тем, как он это выражает.

Например, конгруэнтность учителя означает, что тот способен «предстать
перед учениками, классом, как реальный человек со своими сложностями, со своим хорошим и плохим настроением, со своими эмоциями по поводу того, что делается в классе [62].
Здесь важен следующий аспект: «реальность» позволяет принять свои чувства.
Если этого нет, если чувства скрываются, то очень часто они проецируются вовне и приписываются партнеру.
Как известно, третьим условием успешной деятельности психотерапевта, по К.
Роджерсу, является безусловное принятие другого.
Если первоначально главным из трех основных условий К.
Роджерс считал эмпатию, то позднее он подчеркивал, что наиболее важна 72

[Back]