Проверяемый текст
Елеференко, Игорь Олегович; Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (Диссертация 2005)
[стр. 57]

57 эмоционального и нравственного опыта детей, возникает обобщение переживаний, «переживания приобретают смысл» (Л.С.
Выготский).
Эмпатийные характеристики этого возраста сложны, многозначны, противоречивы, имеют гендерные различия, определяются одновременно несколькими факторами (В.А.
Петровский, Т.П.
Гаврилова, Л.П.
Стрелкова, Л.П.
Выговская).
По мере того, как эмоции у детей семи-восьми лет приобретают все более обобщенный и осознаваемый характер, происходит их когнитивизация (Л.И.
Божович), в развитии эмпатийного потенциала становится более заметной тенденция к устойчивости, к проявлению сочувствия.

Р.
Плучек в статье «Эволюционные основы эмпатии», отмечает, что аналоги эмпатических состояний наблюдаются даже у животных, причем как у взрослых, так и у детенышей.
Эмпатия, следовательно, имеет, повидимому, некоторую генетическую основу.
Опыт же и научение, по его
мнению, могут лишь способствовать или препятствовать проявлению этого генетического потенциала.
Эволюционный смысл возникновения эмпатии состоял в том, что она помогает выживанию.
Во-первых, она является условием сплачивающего группу людей поведения, основанного навзаимопомощи.
Во-вторых, эмоциональная эмпатия связывает мать с детенышем, способствуя, таким образом, лучшему уходу за детьми.
Еще одна функция эмпатии, имеющая важнейшее значение в эволюции человека и общества это то, что она в принципе делает возможным сосуществование индивидов в группе.
Без позитивно окрашенных эмоциональных отношений, для которых эмпатия служит краеугольным камнем, люди могли бы существовать друг подле друга лишь в том случае, если бы любые связи между ними регламентировались жесткой и исчерпывающей системой правил, запрещающих вредить друг другу и предписывающих сотрудничать
(168, С.8-9).
Н.Д.
Левитов считает, что эмпатия, являясь компонентом психического состояния, выступает как временно образовавшаяся, сложная система, в
[стр. 65]

65 Творческие профессии изначально понимаются как вид деятельности, при котором общение является профессионально-личностным качеством.
Сама готовность к общению, по мнению А.А.
Бодалева (1965), обусловлена психолого-педагогическими знаниями, навыками, самим воспитанием, общением, эмоциональными переживаниями ситуаций.
1.4.
Педагогическое взаимодействие обучающихся и преподавателей как основа формирования эмпатийности Значительный вклад в изучение эмпатии в дошкольном и школьном детстве, как адаптации ребенка к миру взрослых и развитие его эмоциональной сферы были сделаны А.П.
Стрелковой, А.М.
Щетининой, А.В.
Запорожцем, Г.М.
Бреслав, Т.П.
Гавриловой и др.
При этом, особое внимание уделялось характеристикам эмпатии детей семи-восьми лет одного из самых продуктивных и смыслонасыщенных возрастов человека (Л.И.
Божович, Т.П.
Гаврилова, В.И.
Слободчиков, Г.А.
Цукерман и др.).
В этом возрастном периоде происходит расширение круга общения, обусловленного вхождением ребенка в учебную деятельность, изменяется само содержание общения с окружающими, происходит накапливание эмоционального и нравственного опыта детей, возникает обобщение переживаний, «переживания приобретают смысл» (Л.С.
Выготский).
Эмпатийные характеристики этого возраста сложны, многозначны, противоречивы, имеют гендерные различия, определяются одновременно несколькими факторами (В.А.
Петровский, Т.П.
Гаврилова, Л.П.
Стрелкова, Л.П.
Выговская).
По мере того, как эмоции у детей семи-восьми лет приобретают все более обобщенный и осознаваемый характер, происходит их когнитивизация (Л.И.
Божович), в развитии эмпатийного потенциала становится более заметной тенденция к устойчивости, к проявлению сочувствия.


[стр.,68]

68 • научение через сопереживание происходит не менее успешно, чем посредством упражнений (концепция замещающего переживания).
Социальный необихевиоризм изучал эмпатию, как поведение, включенное в контекст социального изучения на основе идей подражания, выдвинутых Т.
Липпсом, В.
МакДауголлом, Ф.
Олпортом, Хемфри.
И, если В.
МакДауголл считал симпатию как реакцию на любые наблюдаемые выражения чувств, то Т.
Липпс, а впоследствии и Ф.
Олпорт, считали подражание объекту условием «вчувствования аффекта».
Более того, Ф.
Олпорт рассматривал подражание как стадию, предшествующую процессу научения симпатии.
Хемфри, Ф.
Олпорт его поддерживал, считал, что влияние сходства между наблюдателем и объектом наблюдения влияет на силу симпатии, научение ребенка симпатии носит условный характер.
Соотнося свой опыт с ситуацией стимулом, ребенок актуализирует бывшую в его опыте сходную реакцию на этот же стимул и заражается переживанием объекта.
Миллер Н.
и Доллард Дж.
предложили свою условно-рефлекторную теорию подражания с идеей инструментального рефлекса или подкрепления: подражание эффективно в процессе научения, если оно приносит удовлетворение или вознаграждение.
Бандура А.
и его последователи предложили вид научения, независимый от подкрепления как основного фактора, заменяя их интерпретацией системы ответов объекта, воспроизведением их, замещающий (vicarious), а переживание наблюдателя при эмоциональных ответах модели замещающим переживанием.
При этом эмпатия рассматривается как особый вид научения в системе замещающего опыта или замещающего переживания.
Плучек Р.
в статье «Эволюционные основы эмпатии», отмечает, что аналоги эмпатических состояний наблюдаются даже у животных, причем как у взрослых, так и у детенышей.
Эмпатия, следовательно, имеет, повидимому, некоторую генетическую основу.
Опыт же и научение, по его


[стр.,69]

мнению, могут лишь способствовать или препятствовать проявлению этого генетического потенциала.
Эволюционный смысл возникновения эмпатии состоял в том, что она помогает выживанию.
Во-первых, она является условием сплачивающего группу людей поведения, основанного на взаимопомощи.
Во-вторых, эмоциональная эмпатия связывает мать с детенышем, способствуя, таким образом, лучшему уходу за детьми.
Еще одна функция эмпатии, имеющая важнейшее значение в эволюции человека и общества это то, что она в принципе делает возможным сосуществование индивидов в группе.
Без позитивно окрашенных эмоциональных отношений, для которых эмпатия служит краеугольным камнем, люди могли бы существовать друг подле друга лишь в том случае, если бы любые связи между ними регламентировались жесткой и исчерпывающей системой правил, запрещающих вредить друг другу и предписывающих сотрудничать
[179.С.89].
Эмпатия, являясь компонентом психического состояния, выступает как временно образовавшаяся, сложная система, в
которой она имеет частное и конкретное выражение, характеризующееся определенным временным состоянием, и может рассматриваться как конкретное проявление психики.
Характерные или не характерные для человека эмпатийные состояния, Н.Д.
Левитов (1964), рассматривает как частное проявление таких способностей личности как характер, темперамент и способности, т.е.
через психические свойства личности.
Эмпатийные состояния изменяются в зависимости от типологических особенностей индивидов [6].
И.В.
Страхов (1966) отмечает, что эмпатия, будучи компонентом психического состояния, не может быть сведена к такой устойчивой и постоянной черте личности, как характер.
Характер, в свою очередь, не может быть выражен в каком-либо отдельном состоянии.
Аналогично этому психическое состояние, характеризующееся ярким проявлением темперамента, ее отождествляются с самим темпераментом или его 69

[Back]