59 именно она помогает организовать процесс взаимодействия с ребенком и создать необходимый эмоциональных фон общения (С.Б. Борисенко). Эмпатия входит в структуру таких сложнейших психологических явлений как любовь и альтруизм; находится в прямой неоднозначной зависимости от прежнего эмоционального опыта субъекта; выступает мощным фактором регуляции социального поведения личности в своей высшей поведенческой форме; имеет многочисленные формы и проявления (Л.Н.Джрназян, 1984). На осознаваемом уровне эмпатическое понимание носит регулируемый характер и проявляется у одних людей с развитием общих интеллектуальных способностей, у других как сопереживание и прочие нравственные качества, а у третьих происходит оптимальное сочетание (А.Н. Насифуллина, 1994). Л.М. Аграмакова настаивает на введении в процесс обучения и воспитания полную и значимую информацию об эмоциональных переживаниях, потенциальных эмпатическому переживанию, о роли эмпатии в межличностных отношениях. Важным является также использование конкретно-жизненного материала и эмоциональных методов воздействия (4). В системе психических состояний эмпатия может и не иметь доминирующего значения, а войти в комплекс чувств и эмоций (настроение, волевое усилие, творческая активность и т.д.). Например, состояние страха может быть подавлено резким повышением эмпатийного состояния, когда человек в экстремальных условиях заботится не о себе, а помогает другим'. В данном случае доминирующим оказывается не состояние страха, а эмпатийное состояние (168, С.17). Т.И. Пашукова сделала следующий вывод: «Не исключена возможность предположения, что у более эмпатийных нет ригидности воображения. • • полученные результаты свидетельствуют о связи эмпатийности с некоторыми свойствами мышления и воображения и позволяют надеяться на справедливость предположения о роли этих процессов в механизме эмпатии» (133, С.92). |
которыми работают специалисты творческих профессий. Вот почему настолько актуально формирование эмпатии у студентов еще в период их обучения в вузе, как составляющей части профессиональных знаний, умений, навыков. Кроме того, в результате исследований, проведенных Т.И. Пашуковой, автор сделал следующее заключение: «Не исключена возможность предположения, что у более эмпатийных нет ригидности воображения. ... полученные результаты свидетельствуют о связи эмпатийности с некоторыми свойствами мышления и воображения и позволяют надеяться на справедливость предположения о роли этих процессов в механизме эмпатии [144.С.92]. Проявление эмпатии означает, что линия поведения другого принимается в расчет, к ней проявляется сочувствие (или сопереживание), но своя собственная стратегия поведения строится совсем по-другому. Одно дело понять воспринимаемого человека, встав на его позицию, другое дело понять его (сопереживать ему), приняв в расчет его точку зрения, сочувствуя ей [Там же.С.34]. Бодалев А.А. [1978] отмечал, что если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных, осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в котором он живет, способов и стимулированную же определенными мотивами, то деятельностью будет не только работа хирурга и художника, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения [31] Шорохова В.В. [1975] считает, что если рассматривать интерперсональное отражение, а с ним и эмоциональные проявления как функцию общения, то она в акцентации социальной обусловленности психики человека имеет даже большее значение, чем трудовая деятельность [132]. Агавелян О.К. [1989] отмечал: «... как данная личность взаимодействует с людьми, какие способы, средства и формы общения 52 особенностями. Особенности темперамента и темперамент в целом, конечно, получают. Как и характер, конкретное выражение в эмпатийных состояниях. И все же темперамент, характер и способности не могут быть сведены только к этим состояниям. Структура эмпатийных состояний сложна, динамична и не является простой механической суммой составляющих ее элементов. Динамичное воздействие ее частей (сострадание, сопереживание, сочувствие) ведет к их взаимному обогащению, к возникновению новых функциональных структур, обладающих новыми закономерностями, свойствами и качествами, которых нет у отдельных составляющих структур компонентов. В зависимости от этого система отношений каждый раз приобретает новые функциональные свойства. Изменение любого из компонентов влечет изменение эмпатийного состояния. Каждое доминирующее эмпатийное состояние характеризует уровень самой эмпатии. В системе психических состояний эмпатия может и не иметь доминирующего значения, а войти в комплекс чувств и эмоций (настроение, волевое усилие, творческая активность и т.д.). Например, состояние страха может быть подавлено резким повышением эмпатийного состояния, когда человек в экстремальных условиях заботится не о себе, а помогает другим. В данном случае доминирующим оказывается не состояние страха, а эмпатийное состояние [182.С.17]. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н., наблюдая за работой учителей в школе, сделали следующие наблюдения: «...особенно часто встречались с феноменом псевдоэмпатии. Возникла идея специального анализа и изучения случаев как истинной эмпатии, так и псевдоэмпатии. Например, учитель наказывает ученика за шалости, которые ему самому на самом деле симпатичны. Или, наоборот, боязнь нарушить имеющийся контакт с учеником, учитель не наказывает соответственно шалости. В обоих случаях мы имеем дело с псевдоэмпатией. Легко обнаружить, что в первом случае отсутствует то, что в предыдущем анализе мы назвали 70 |