60 М.Л. Хоффман в статье «Эмпатия: справедливость и моральное суждение» пишет следующее: «В зависимости от ситуации у личности могут возникать еще и эмпатийный гнев, чувство вины, эмпатийная несправедливость, а также сложные комбинации перечисленных чувств. Все эти чувства играют важную роль в формировании нравственных убеждений личности и ее представлений о справедливости» (168, С.11). Говоря о значении эмпатии, О.К. Агавелян [1989г.] отмечал: «... как данная личность взаимодействует с людьми, какие способы, средства и формы общения применяет, на каком месте стоит в коллективе. Все это, в свою очередь, зависит от уровня восприятия и понимания людей из окружения, от правильной реакции на того или иного человека в определенной системе социальных координат, от сформированности социальных эталонов человека, от основной линии поведения в конфликтной ситуации, от множества факторов, входящих в общую проблему восприятия, отношения и понимания людьми друг друга. Фиксирование уровня, а< в дальнейшем динамическое развитие эмпатии в плане понимания состояния другого человека, сопереживания ему приводят к развитию положительных отношений между людьми, когда сформированное понятие об одном человеке позволяет наметить гуманные пути взаимодействия с другим. В результате гуманистическая направленность эмоционального отклика преобразует внутренний мир личности, позволяет саморегулировать поведение и видеть все эмоциональное богатство окружающих людей. Воспитание эмоциональных качеств, усвоение культуры поведения, выработка навыков общения осуществляется через закрепление временно возникающих психических состояний» (3, С.7-16). Р. Бернс писал: «Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВИВЯ ИОТЕ5СА IЬА f ИТ оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [233]. Для формулировки своего современного представления К.Роджерс опирался на понятие состояния, или переживания, (experiencing), как оно было введено Гендлиным [223], которое обогатило его представление в целом ряде пунктов, по собственному признанию К. Роджерса. Суммируя кратко, Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске. Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию. С точки зрения психотерапии и консультирования проблему эмпатии в контексте развития профессиональных качеств необходимо рассматривать психодраму Дж. Морено, гештальтерапию Польстеров, исследования А. Айви и М. Айви, П. Холмс и М. Кар. Хоффман М.Л. в статье «Эмпатия: справедливость и моральное суждение» пишет следующее: «В зависимости от ситуации у личности могут возникать еще и эмпатийный гнев, чувство вины, эмпатийная несправедливость, а также сложные комбинации перечисленных чувств. Все эти чувства играют важную роль в формировании нравственных убеждений личности и ее представлений о справедливости [179.С.11]. Марсиа Дж. в статье «Эмпатия и психотерапия» ставит вопрос о роли эмпатии в индивидуальном развитии полноценной личности [Там же.С.11]. Далее он продолжает: «В связи «мать-дитя», постепенное уменьшение ответов матери на тончайшие оттенки реакции ребенка играет позитивную применяет, на каком месте стоит в коллективе. Все это, в свою очередь, зависит от уровня восприятия и понимания людей из окружения, от правильной реакции на того или иного человека в определенной системе социальных координат, от сформированности социальных эталонов человека, от основной линии поведения в конфликтной ситуации, от множества факторов, входящих в общую проблему восприятия, отношения и понимания людьми друг друга. Фиксирование уровня, а в дальнейшем динамическое развитие эмпатии в плане понимания состояния другого человека, сопереживания ему приводят к развитию положительных отношений между людьми, когда сформированное понятие об одном человеке позволяет наметить гуманные пути взаимодействия с другим. В результате гуманистическая направленность эмоционального отклика преобразует внутренний мир личности, позволяет саморегулировать поведение и видеть все эмоциональное богатство окружающих людей. Воспитание эмоциональных качеств, усвоение культуры поведения, выработка навыков общения осуществляется через закрепление временно возникающих психических состояний. Психические состояния, наиболее часто и сильно переживаемые в форме сочувствия и сопереживания, участвуют в формировании стержневых, устойчивых свойств личности, волевых черт характера, умений использовать способности в выработке глубоких эмпатических чувств к другим людям в процессе взаимодействия с ними» [5.С.7-16.]. Существует большое количество исследований каждой из сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация здесь не в том значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в 53 |