61 объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса» (22). X. Кохут называл эмпатию одним из высших аспектов личности наряду с чувством юмора, творчеством и мудростью, и не раз упоминал о том, что эмпатия является не техникой, а позицией. «... эмпатия, включающая аспекты эмоциональных состояний, мотивации, поведения, несомненно, является одной из наиболее перспективных проблем современной психологии» (89, С.156). А.Б. Орловым и М.А. Хазановой, ведущими исследователями личностно-центрированного подхода, предложенного К. Роджерсом, в нашей стране по этому поводу говорится следующее: «... «эмпатия + конгруэнтность», т.е. два различных условия фасилитации. Конгруэнтность это процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение были адресованы ему самому» (131.С.72). Выводы по параграфу Существенными особенностями эмпатийности являются следующие: в эмпатии не может быть отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего, обязательно сохранение собственной позиции эмпатирующего и психологическая дистанция; наличие в эмпатии сопереживания любого знака, а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпатирующего к эмпатируемому; динамичный, а не статичный характер феномена эмпатии. |
48 Эмпатия выступает важным процессом, сопровождающим взаимодействие между людьми, при этом основными особенностями данного процесса являются: в эмпатии не может быть отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего, обязательно сохранение собственной позиции эмпатирующего и психологическая дистанция; наличие в процессе эмпатии сопереживания любого знака, а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпатирующего к эмпатируемому, вполне возможно и противоположное отношение (антипатия); динамичный, а не статичный характер процесса эмпатии. Проведенное исследование позволило выделить и охарактеризовать следующие компоненты эмпатии: эмоциональный возможность и способность сопереэ/сиватъ другим людям; когнитивный знание о самой эмпатии, её проявлениях у себя и у других, возможность понимать эмоциональную сферу личности другого человека; поведенческий отреагирование эмпатических знаний и эмоций, реализация эмпатии как основы поведенческих реакций в профессиональнойi деятельности и во всех других проявлениях жизнедеятельности человека. С учетом выделенных компонентов в процессе исследования были определены, проанализированы следующие функции эмпатии: побудительная, как способ проникновения, вчувствования в эмоциональный мир другого; познавательная, как способ осознания своих эмоций и чувств, и как следствие этого, эмоциональной (чувственной) сферы личности других людей; деятельностная, как способ детерминации поведения, осуществления адекватных поведенческих реакций. 66 Борисенко С.Б. пишет об использовании эмпатии в воспитательных целях [41]. Бодалев А.А. и Каштанов Т.Р., характеризуя состояние изученности эмпатии говорят: «... создание такой теории позволило бы интегрировать все полученные факты и одновременно дало бы возможность более целенаправленно и продуктивно вести поиск новых характеристик эмпатии и закономерностей ее протекания и формирования, а значит, и более эффективно использовать знание этого феномена в прикладных целях при проведении психотерапии, в обучении и воспитании и вообще при оптимизации общения. По нашему мнению, разработка теории эмпатии должна основываться на учении об обществе и человеке как субъекте и объекте труда, познания и общения, и необходимый элемент более широкой психологической теории, объясняющей и раскрывающей всю сложную совокупность закономерностей и механизмов межличностного общения» [33]. «В зарубежной психологии проблема эмпатии имеет большое значение как прикладная в таких областях, как психотерапия, научение,, взаимодействие в социальных сферах и т.п. [Там же]. Агавелян Р.О. считает, и мы с ним согласны: «В процессе педагогической деятельности пренебрежение ролью психологических механизмов социально-ролевого поведения и чувства эмпатии приводит к малоэффективности самого процесса [5.С.34]. «... эмпатия, включающая аспекты эмоциональных состояний, мотивации, поведения, несомненно, является одной из наиболее перспективных проблем современной психологии» [62.С.156]. Изначально, эмпатия имела отношение к психотерапии, а затем нашла * применение в сферах реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни, межличностного общения и т.д. Роджерс К. распространил свое понимание эмпатии, базирующееся на клиент-центрированном подходе, принятого в психотерапии, на другие 74 свободного развития, осуществляющегося в соответствии с их собственными [139; 140]. Дмитриевский В.А. отмечал: «Иногда неконгруэнтность возникает как бы сама собой, когда индивид стремится выразить свою враждебность или недовольство» [187.СЛ20]. Так, Орловым А.Б. и Хазановой М.А., ведущими исследователями личностно-центрированного подхода, предложенного К. Роджерсом, в нашей стране по этому поводу говорится следующее: «... «эмпатия + конгруэнтность», т.е. два различных условия фасилитации». Карамуратова Р.Б. описывает оценочную педагогическую эмпатию как «способность оценить действия, высказывания и личностные качества другого, имеющие отношение к моральной сфере» [93.С.63]. Необходимость таких способностей мы не будем отрицать, но вряд ли имеет смысл относить их к эмпатическим, чей безоценочный характер традиционно подчеркивается большинством исследователей, начиная с Т. Липпса. Выводы по параграфу Конгруэнтность это процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение были адресованы ему самому [140.С.72]. Вчувствование это проникновение, сопряженное с эмоциональным резонансом на состояние другого человека, отражает только эмоциональную сторону явления. Мясищев В.Н. [1975], рассматривая проблему психологических отношений личности, считал, что это целый комплекс, который выражается в |