он не достиг действенной ситуации диалога, в которой рождается переживание. Закономерность динамического отношения "Учитель-ученик" Если определить мировоззрение личности как систему отношений (человек-мир, человек-человек), то отдельная модульная "триада" в своих высших формах осуществляет процесс развития каждого качественно определенного "отношения": целостная иерархия в процессе обучения представляет "тотальную структуру мироотношения, как школьного "учебного проекта", с которым личность вступает в жизнь. Потому обучение в этом аспекте подобно процессу духовной "преформации" личности. Поскольку оно формирует систему "алгоритмов" инвариантных динамических структур "механизма" знания. Одним из аспектов обучения является отношение "учитель-ученик", рассматриваемое "технологией в контексте "субъект-объектных" динамических связей (если учитель представляет "объект" познания). Закономерность ускорения ("О феномене" ускорения в процессе развития технологии) В Философии при характеристике ритма процессов развития "фигурирует" понятие "Ускорения темпов эволюции по мере приближения к "результату." Вопрос о субъективном времени, конечно, в ведении психологии, что, увы, не в нашей компетенции. Тем не менее педагогическому опыту доступен анализ "фазовых феноменов" развития "душевных состоянии" школьника в модульном цикле. Систему закономерностей технологии представляют: 1. Закономерность динамики целеполагания, которая понимается как механизм опережающего отражения качественно определенного процесса воспитания духовности коллектива и личности. 2. Закономерность гносеологического движения модульного конструкта. 101 |
105 2. Стадия возникновения в модуле сознания образа движется к действенному диалогу личности с культурой. Здесь в основе архитектоника мифа, рождающего переживания основ бытийственности (мифологический театр). 3. Стадия сотворчества, организованная рационально-чувственным модулем, реализует закономерность за счет движения к действию (игра “под формами другого”) действенный диалог с персонами культуры (классический театр). 4. Стадия самотворчества характеризуется движением смыслопоискового модуля, постепенно очищаясь от внешнего воздействия средств, к “мистическому” действенному диалогу с собственной судьбой (вгге времени и пространства), в проживании “чистых смыслов”. 5. Стадия реального творческого диалога в событийно-практическом модуле восходит к действительному творческому действию, в котором субъект образования переживает идеалы бытия вместе с представителями культуры, вступая в отношения с реальными людьми, творя акты действительной идентификации. Таким образом, закономерность движения к действию, являясь выражением состояний самодвижения субъекта образования, с помощью своего механизма “обслуживает” его и объемлет процесс модульного построения в целом, являясь вместе с тем практической конкретизацией принципа творческой деятельности. Закономерность динамического отношения * * Учитель-учепик ” Если определить мировоззрение личности как систему отношений (человек-мир, человек-человек), то отдельная модульная “триада” в своих высших формах осуществляет процесс развития каждого качественно определенного “отношения”: целостная иерархия “модулей в процессе образования представляет “тотальную структуру мироотношения”, как школьного “учебного проекта”, с которым личность вступает в жизнь. Потому образование в этом аспекте подобно процессу духовной “прсформации” личности. Поскольку оно форми “ученичества'’, разнясь, прочно стоят на “фундаменте” своего тождества, которое и проявляется в их различии. Отныне эти “функции” едины, но не слиты. Суть закономерности состоит в том, что динамика субъект-объектиых отношений рождается в образе и выступает в неразвитом “синкретичном” единстве, в анализе объект и субъект (учитель и ученик) осуществляют поочередное доминирование, в действии отношения достигают единства, превращая субъект и объект в одно целое. Закономерность ускорения (“О феномене”ускорения в процессе развития в модульной технологии) В Философии при характеристике ритма процессов развития “фигурирует” понятие “Ускорения темпов эволюции по мере приближения к “результату.” Вопрос о субъективном времени, конечно, в ведении психологии, что, увы, не в нашей компетенции. Тем не менее педагогическому опыту доступен анализ “фазовых феноменов” развития “душевных состояний'’ школьника в модульном цикле. Что такое “Образ”? Субъективно, это “чувственный планер”, игра “флуктуаций” эмоциональной сферы сознания по всему “ассоциативному полю” мозга. Все органы чувств максимально задействованы в этом процессе. Образ “вольяжен” и виртуален, абсолютно самодостаточен в своей идеальной реальности. “Флуктуации” образа как бы вневременны. “Как форма начала процесса развития, “Образ” есть все, и процесс, и результат его, но как бы в “свернутом”, “аморфном” виде (Гегель). Он положительное, качественно не различенное в себе “всеединство” сознания. Проблема субъективного времени возникает на стадии “аналитического обобщения”, когда символизованные, т.е. оформленные символами, образы подвергаются рефлексии “априорными формами рассудка.” (И. Кант). В нашем контексте они есть “Смыслы” факторы интегративной дифференциации образа. “Смыслы” своим отрицательным аналитико-синтетическим действием об 201 3 уровень генерация ‘‘идейной доминанты'’ разума. Этот возврат к положительному, качественно определенному “всеединству”, являясь “реакцией” на отрицательную различенность сознания на стадии “Анализа”, и, как бы “убегая” от нее, ускоренно восстанавливает психологическое единство сознания в его трехуровневой структуре. Психическая интенсивность субъективных процессов (в их эмоциональных проявлениях) здесь максимальна. Субъективное время “сжалось” и обрело “плотность” и “экспрессивность” мгновения. “Пространство” психических реакций собрано и интегрировано в структуру. Таким образом, мы полагаем, что модульная технология личностноориентированного образования это процесс, определенный регулятивными принципами, практическая конкретизация которых осуществляется системой закономерностей. Закономерность понимается как механизм пробуждения духовного сознания коллектива и личности, функционализирующего затем в контексте возникновения, сотворчества, самотворчества, творческого диалога, жизнетворчества. Систему закономерностей модульной технологии представляют: 1. Закономерность динамики целеполагания, которая понимается как механизм опережающего отражения качественно определенного процесса воспитания духовности коллектива и личности. 2. Закономерность гносеологического движения модульного конструкта. Суть закономерности заключена в алгоритме освоения культуры, который есть движение от созерцания опосредованного разумением восходящего затем к действию, которое есть представление о потребном отношении к миру культуры (образ анализ действие). 3. Закономерность соответствия методов технологии стадиям самодвижения духовного сознания субъекта образования. |