Методы конструкты действуют в модульной технологии в свете трех аспектов. Фактор первый содержательный, определяющий действие метода на основе мифа, искусства, жизни. Данные содержательные компоненты в модульной технологии представлены в форме словесных, наглядных и практических средств. Конструкт метода организует содержание через средства. Динамика средств организуется методами на словесном, наглядном, практическом уровнях, выступающих в качестве изменяющегося триединства (слова, наглядности, музыки, действия (театр). Первоначальное влияние метода построено на доминанте слова при соответствующем влиянии изобразительной, музыкальной наглядности и действия в необходимой форме (жест, мимика, пластика). Это объясняется характером словесности, которая несет в себе в неразвитом виде изобразительность и музыкальность. Этим триединством учитель пробуждает духовное состояние школьника. Далее в иерархии средств начинает доминировать изобразительность Изобразительность, являясь внешней ориентацией субъекта, превращающего его в организатора наблюдения, переводя музыку и слово во вспомогательный ряд для сочувствования школьниками наглядных представлении. Новый шаг метода меняет соотношение средств в силу личностносмыслового характера культуры, жизни персоны, собственной жизни школьника, в его символическом олицетворении в театральном действии, "судьбоносные1 1 смыслы, как известно, "невозможно понять, их можно только пережить". По этой причине доминирующим средством становится музыка, которая по-прежнему несет в себе в качестве фона изображение и слово. 104 |
4.3. Методы модульной технологии личностно-ориентированного образования Метод, по нашему мнению, это такая инвариантная структура, с помощью которой осуществляется взаимопроникновение целей, средств модульной технологии для создания образа явлений культуры и личности, рициональночувственного анализа символов макрокосма культуры и микрокосма человека, для переживания смыслов явлений культуры и смыслов жизни личности, для создания адаптивных механизмов сознания в жизнедеятельности человека культуры. На основании этого определения можно выделить четыре основных метода, которые необходимо понимать как всеобщие технологические конструкты, выполняющие свои задачи на всех уровнях модульной технологии личностно-ориентированного образования (урок-занятие, блок уроков-занятий, личностно-значимая тема): метод создания образа, метод персонификации (метод символического центра), смысло-поисковый метод (метод “Керна”), событийный метод. Методы —конструкты действуют в модульной технологии в свете трех аспектов. Фактор первый содержательный, определяющий действие метода на основе мифа, искусства, жизни. Данные содержательные компоненты в модульной технологии представлены в форме словесных, наглядных и практических средств. Конструкт метода организует содержание через средства. Динамика средств организуется методами па словесном, наглядном, практическом уровнях, выступающих в качестве изменяющегося триединства (слова, наглядности, музыки, действия (театр)). Первоначальное влияние метода построено па доминанте слова при сопутствующем влиянии изобразительной, музыкальной наглядности и действия в необходимой форме (жест, мимика, пластика). Это объясняется характером 245 словесности, которая несет в себе в неразвитом виде изобразительность и музыкальность. Этим триединством учитель пробуждает духовное состояние школьника. Далее в иерархии средств начинает доминировать изобразительность. Изобразительность, являясь внешней ориентацией субъекта, превращающего его в организатора наблюдения, переводя музыку и слово во вспомогательный ряд для очувствования школьниками наглядных представлений. Новый шаг метода меняет соотношение средств в силу личностносмыслового характера образа-явления культуры, жизни персоны, собственной жизни школьника, в его символическом олицетворении в театральном действии, “судьбоносные” смыслы, как известно, “невозможно понять, их можно только пережить”. По этой причине доминирующим средством становится музыка, которая по-прежнему несет в себе в качестве фона изображение и слово. На последнем этапе методы, вступая в действенную стадию, возвращаются к доминированию слова, но здесь оно выступает как дух, организующий действие, обращая школьника к предметному творчеству. Фактор второй. Методы понимаются как всеобщие технологические конструкты, оказывающие влияние на динамику субъект-объектных отношений (учитель-ученик), которую мы представляем в трех аспектах. 1. Суть динамики отношений, организуемых методами, заключена в движении от равенства, то есть неразличенного единства субъекта и объекта (учитель-ученик), в котором учитель равен ученику в аспекте тождества судеб, то есть открыт ему. Затем в каждом из методов на первый план выдвигается учитель, занимая более активную позицию, олицетворяя собой субъекты персон культуры и предлагая духовному коллективу инвариант пути, обобщая тенденции, которые есть в каждом отдельном ученике. |