На последнем этапе методы, вступая в действенную стадию, возвращаются к доминированию слова, но здесь оно выступает как дух, организующий действие, обращая школьника к предметному творчеству. Фактор второй. Методы понимаются как всеобщие технологические конструкты, оказывающие влияние на динамику субъект-объектных отношении (учитель-ученик), которую мы представляем в трех аспектах. 1. Суть динамики отношений, организуемых методами, заключена в движении от равенства, то есть неразличенного единства субъекта и объекта (учитель-ученик), в котором учитель равен ученику в аспекте тождества судеб, то есть открыт ему. Затем в каждом из методов на первый план выдвигается учитель, занимая более активную позицию, олицетворяя собой субъекты персон культуры и предлагая духовному коллективу инвариант пути, обобщая тенденции, которые есть в каждом отдельном ученике. Далее отношения ’’переворачиваются": главным действующим лицом технологии становится отдельный ученик, а учитель переходит к выполнению наставнической роли, способствующей переживанию абстрактных смыслов его жизни, как человека культуры. И, наконец, субъект-объектные отношения выходят на качественно новый уровень. Интериоризировав идеи отношения равенства во взаимодополнительности, пережив модели собственной судьбы, школьник переходит к переживанию предлагаемых обстоятельств события, открывая для себя новые "горизонты" духовности. Учитель же выступает активным конструктом этого синтеза. Фактор третий. С помощью методов осуществляется движение самого субъекта технологии. Первым важнейшим уровнем каждого метода является открытие в субъекте духовных состояний. Напомним, что субъектом технологии 105 |
245 словесности, которая несет в себе в неразвитом виде изобразительность и музыкальность. Этим триединством учитель пробуждает духовное состояние школьника. Далее в иерархии средств начинает доминировать изобразительность. Изобразительность, являясь внешней ориентацией субъекта, превращающего его в организатора наблюдения, переводя музыку и слово во вспомогательный ряд для очувствования школьниками наглядных представлений. Новый шаг метода меняет соотношение средств в силу личностносмыслового характера образа-явления культуры, жизни персоны, собственной жизни школьника, в его символическом олицетворении в театральном действии, “судьбоносные” смыслы, как известно, “невозможно понять, их можно только пережить”. По этой причине доминирующим средством становится музыка, которая по-прежнему несет в себе в качестве фона изображение и слово. На последнем этапе методы, вступая в действенную стадию, возвращаются к доминированию слова, но здесь оно выступает как дух, организующий действие, обращая школьника к предметному творчеству. Фактор второй. Методы понимаются как всеобщие технологические конструкты, оказывающие влияние на динамику субъект-объектных отношений (учитель-ученик), которую мы представляем в трех аспектах. 1. Суть динамики отношений, организуемых методами, заключена в движении от равенства, то есть неразличенного единства субъекта и объекта (учитель-ученик), в котором учитель равен ученику в аспекте тождества судеб, то есть открыт ему. Затем в каждом из методов на первый план выдвигается учитель, занимая более активную позицию, олицетворяя собой субъекты персон культуры и предлагая духовному коллективу инвариант пути, обобщая тенденции, которые есть в каждом отдельном ученике. 246 Далее отношения “переворачиваются”: главным действующим лицом модульной технологии становится отдельный ученик, а учитель переходит к выполнению наставнической роли, способствующей переживанию абстрактных смыслов его жизни, как человека культуры. И, наконец, субъект-объектные отношения выходят на качественно новый уровень. Интереризировав идеи отношения равенства во взаимодополнительности, пережив модели собственной судьбы, школьник переходит к переживанию предлагаемых обстоятельств события, открывая для себя новые “горизонты” духовности. Учитель же выступает активным конструктом этого синтеза. Фактор третий. С помощью методов осуществляется движение самого субъекта модульной технологии. Первым важнейшим уровнем каждого метода является открытие в субъекте духовных состояний. Напомним, что субъектом модульной технологии личностно-ориентированного образования мы считаем духовный коллектив, состоящий из личностно-ориентированных школьников. Личностно-ориентированный школьник, по нашему мнению, приходит на урок-занятие с внутренней, пока скрытой, тенденцией к работе своей духовности. “Если дух личности ребенка не востребован, он умирает от скуки.” (Ш ацкий). Итак, на первом этапе метода возникает не развитое единство духовного коллектива и личности школьника. На втором этапе открытая духовная потенция направляется в макромир культуры. Здесь доминирует духовное единство класса посредством активизации “мы” в познании школьника. Ассоциативно переживая (“очувствуя”) символику культуры, ребенок таким образом видит себя в “зеркале” культуры через данное ему априори духовное всеобщее. На третьем этапе школьник, имеющий в себе микрокосмическую тенденцию, начинает “примерять” па себя смыслы жизни персон культуры, для пере |