Проверяемый текст
Шоган, Владимир Васильевич; Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования (Диссертация 2000)
[стр. 107]

человек" выступает как некоторый потребный всеобщий алгоритм, который дети способны почувствовать, будучи априори готовыми к этому.
Создаваемый методом образ содержательно может представлять всеобщий символ явления, обобщающую персону, выражающую определенное явление, смысл человеческой судьбы, опережающую
"картину" события.
Образно-символический метод действует в рамках трех факторов.
Фактор первый.
Движение содержания и средств в контексте образно-символического метода.
В образно-символическом методе движение содержания начинается со всеобщего символа явления, где в неразвитом виде представлены идеи
всечеловека и идеи единичной человеческой судьбы.
Затем в методе (на втором этапе) начинают функционировать отдельные символические детали, отражающие расхождение сторон противоречия, доходящих до предела противостояния.
Третий этап метода содержательно представляет символическое событие, примиряющее конфликт.
С позиций средств в момент обращения к всеобщему символу учитель, характеризуя его, выдвигает на первый план собственное, из себя, виртуальное словоотношение.

Главной задачей образно-символического метода является создание целостного представления школьников об отношении
"культуры и личности" Созданный образ представляет возможность понимания символического языка а также творение символов культуры в слове, в рисунке, в музыке, в действии.
Метод символического центра Структура метода символического центра в основе своей
традиционна и движется согласно схеме: образ-анализ-действие.
Однако метод имеет свою специфику.
Он развивается от персонифицированного всеобщего, тотального символа явления культуры, через символы общего характера, к частным символическим деталям.
В
108
[стр. 249]

249 Школьник должен увидеть и пережить “картинку” нарастания различия взаимоотражения сторон объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, всеобщего и единичного, чтобы эмоционально отреагировать на ее динамику, принять это содержание как свое.
Создаваемый методом образ содержательно может представлять всеобщий символ явления, обобщающую персону, выражающую определенное явление, смысл человеческой судьбы, опережающую
“картину” события.
Говоря проще, это “картина”, которую смог “увидеть” школьник в силу своих тенденций, а затем “очувствовать” как возможность собственного отношения к культуре и.
наконец, отобразить ее в аналитической динамике самодвижения духовного сознания.
Мы приводим один из примеров образно-символического метода, чтобы на его основе показать движение метода, свойственного и для других его форм.
В данном случае речь будет идти о персонифицированном образно-смысловом методе.
Его действие начинается со всеобщего символа христианства “распятия”, затем учитель показывает жизненное движение Христа и Иуды в их расхождении относительно главного символа.
Персоной культуры в данном случае является Христос, его идеальные поступки запечатлены мифом, они ему априори даны.
Иуда ведет борьбу с самим собой, пытаясь понять Учителя.
Однако, каждый шаг Христа к Голгофе отделяет его от Иуды, также как и каждый шаг Иуды к убийству отделяет его от Христа.
Это движение нарастает и представляет виртуальный процесс.
Поступок Христа оттеняется поступком Иуды, поступок Иуды поступком Христа.
Расходясь в явлении метода, противоречие между Христом и Иудой увеличивается и доходит до таких абстрактных высот (жертва Христа и самоубийство Иуды), что, казалось, примерить их невозможно.
Однако, в сознании школьника, как раз наоборот идет процесс сближения альтернатив.
Школьник

[стр.,250]

250 не хочет быть идеальным Христом и реальным человеком Иудой, он стремится к единению в своем духовном сознании двух абстрактных крайностей.
Учитель предполагает это и включает в завершающий этап метода символическое событие, сближающее обострившееся противоречие.
Образно-символический метод действует в рамках трех факторов.
Фактор первый.
Движение содержания и средств в контексте образносимволического метода.
В образно-символическом методе движение содержания начинается со всеобщего символа явления, где в неразвитом виде представлены идеи
вссмсловека и идеи единичной человеческой судьбы.
Затем в методе (на втором этапе) начинают функционировать отдельные символические детали, отражающие расхождение сторон противоречия, доходящих до предела противостояния.
Третий этап метода содержательно представляет символическое событие, примиряющее конфликт.
С позиций средств в момент обращения к всеобщему символу учитель, характеризуя его, выдвигает на первый план собственное, из себя, виртуальное словоотношение.

Задача первого символического этапа-метода состоит в открытии виртуального отношения культуры и человека, следовательно, первоначального понимания своего отношения к культуре (культурно-исторический тип, сословие), при этом всеобщий символ, выраженный словом, конкретизируется здесь изобразительностью и музыкой.
Схема образно-символического метода главный символ явления символическое со"л бытие, сближающее противоречие

[стр.,253]

более сближая их по содержанию, доводя их на последнем действенном этапе метода до взаимопроникающего единства, рождая желание творить вместе с учителем символы культуры.
Итак, главной задачей образно-символического метода является создание целостного представления школьников об отношении “культуры и личности".
Созданный образ представляет возможность понимания символического языка, а также творение символов культуры в слове, в рисунке, в музыке, в действии.

Получив образное представление о явлении культуры, о языке и событиях, школьник способен перейти к анализу первоначального образа отношения “личность-культура".
Анализ такого рода осуществляется методом персонификации (метод символического центра).
Персоны культуры символические инварианты пути личности к высшим идеалам духовности как в контексте гештальтов культурно-исторических типов, так и в ментальности сословий.
Жизнь персоны культуры пример, который необходимо обрести в себе, понять, что персона это “зеркало" человека культуры.
Увидеть и Сочувствовать" в себе возможность такой же жизни главная задача метода “символического центра" Метод символического центра Структура метода символического центра в основе своей триадичиа и движется согласно схеме: образ-аиализ-действие.
Однако метод имеет свою специфику.
Он развивается от персонифицированного всеобщего, тотального символа явления культуры, через символы общего характера, к частным символическим деталям.
В
нем доминируют наглядные средства, так как он приводит школьников к очувствованию “внешних" для сознания субъектов образования запечатленных культурой биографий персон.
Путь жизни человека должен быть представлен как нечто целостное, наглядное, создающее предпосылки для ассоциативного переживания, “очувствования".
(Мы называем очувствование ассоциативным переживанием, потому

[Back]