Проверяемый текст
Шоган, Владимир Васильевич; Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования (Диссертация 2000)
[стр. 109]

Содержание.
Портрет персоны становится символическим началом (центром) метода, так как имеет в себе идею целостного культурного, исторического, жизненного явления, идею ментальности сословия,
вскрытую учителем, она "препарируется” в дальнейшем, являясь основой всех последующих этапов метода.
На втором этапе содержанием является жизненный путь человека
культуы (личности) в мифе, искусстве, реальной жизни.
Путь этот показывается как совокупность событии, в результате которых персоны культуры восходят к чистоте жизненной позиции в соответствии с идеями истины, добра и красоты.
Однако заметим, что
"биография” есть конкретизация первоначальной идеи портрета.
На третьем этапе содержанием становятся идеи творчества и мотивы поступков персоны культуры, которые выдвигаются учителем для адекватного сравнения с жизнью школьников (сравнительная персонификация).
На четвертом этапе содержанием являются факты (символические детали) жизни персоны культуры, которые, по идее, сближены с деталями и фактами жизни субъекта
обучения.
Все это (подчеркнем) постоянно возвращается к идее символического центра для вскрытия сущности духовного пути человека культуры.
Средства.
Метод символического центра (персонификация) имеет отношение к группе аналитических методов, и потому организуемая им система средств по преимуществу наглядна.
Это объясняется аналитическим характером наглядности относительно слова, которое доминирует в образно-символическом методе.

Итак, на первом этапе изображение персоны представлено репродукцией, с помощью которой учитель вскрывает главную идею жизни персоны в культуре, формулируя ее поэтическим словом и
"скрепляя” музыкой.
н о
[стр. 256]

256 Схема метода символического центра (персонификация) # Символические детали (факты) Символические детали (факты) Еще раз необходимо заметить, что персонифицированный символический центр есть главное место метода, есть представление через идею, художественная репродукция портрета (лика), понимаемая как формула (гештальт) целостного явления культуры.
Метод символического центра функционирует также в трехфакторном пространстве.
Фактор первый.
Содержание и средства.
Содержание.
Содержанием метода символического центра на первом этапе является символическая репродукция персоны (Икона, Изображение Будды, Конфуция, Л.
Рублева, С.
Радонежского, П.
Чаадаева, Ф.
Достоевского, Ы.
Бердяева).
Портрет персоны становится символическим началом (центром) метода, так как имеет в себе идею целостного культурного, исторического, жизненного явления, идею ментальности сословия,
вскрытая учителем, она “препарируется’' в дальнейшем, являясь основой всех последующих этапов метода.
На втором этапе содержанием является жизненный путь человека
культуры (личности) в мифе, искусстве, реальной жизни.


[стр.,257]

257 Путь этот показывается как совокупность событии, в результате которых персоны культуры восходят к чистоте жизненной позиции в соответствии с идеями истины, добра и красоты.
Однако заметим, что
“биография” есть конкретизация первоначальной идеи портрета.
На третьем этапе содержанием становятся идеи творчества и мотивы поступков персоны культуры, которые выдвигаются учителем для адекватного сравнения с жизнью школьников (сравнительная персонификация).
На четвертом этапе содержанием являются факты (символические детали) жизни персоны культуры, которые, по идее, сближены с деталями и фактами жизни субъекта
образования.
Все эго (подчеркнем) постоянно возвращается к идее символического центра для вскрытия сущности духовного пути человека культуры.
Средства.
Метод символического центра (персонификация) имеет отношение к группе аналитических методов, и потому организуемая им система средств по преимуществу наглядна.
Это объясняется аналитическим характером наглядности относительно слова, которое доминирует в образно-символическом методе.

Однако в технологии личностно-ориентированного образования ни одно из средств не выступает как отдельное, а всегда функционирует в качестве триединства, наглядности, слова и музыки.
Имеется в виду (по Шиллеру), что слово всегда “музыкально и изобразительно”.
Итак, на первом этапе изображение персоны представлено репродукцией, с помощью которой учитель вскрывает главную идею жизни персоны в культуре, формулируя ее поэтическим словом и
“скрепляя” музыкой.
Здесь, очевидно, наглядность, слово и музыка выступают как идеально равные по своему значению.
На втором биографическом этапе метода соотношение средств меняется.
Здесь главной становится художественная репродукция, представляющая в различных ракурсах запечатленные события пути, как акты творчества, в качестве

[Back]