Здесь, очевидно, наглядность, слово и музыка выступают как идеально равные по своему значению. На втором биографическом этапе метода соотношение средств меняется. Здесь главной становится художественная репродукция, представляющая в различных ракурсах запечатленные события пути, как акты творчества. На третьем этапе на доминирующую позицию выходит музыка, чтобы соотнести идеи творчества, мотивы поступков персоны культуры с личной ориентацией школьников, при этом, сопровождаемая художественной наглядностью, она поднимает адекватность понимания на уровень сочувствования диалога с помощью слова (1 музыка, 2 слово, 3 наглядность). На четвертом этапе средства обретают действенный характер, ученики соотносят детали (факты) персоны культуры с деталями и фактами собственной жизни (действительный диалог) в форме игры. В игре, в экстремальных ситуациях предлагаемых обстоятельств, с помощью поэтического слова, сценической одежды, декораций, музыки, ученики Фактор второй. Динамика субъект-объектных отношений. В целом если сравнивать образно-символический метод и метод символического центра, то можно указать на качественно иную позицию учителя. Учитель, используя метод символического центра, начинает выполнять роль организатора наблюдения и созерцания репродукций, реальных полотен искусства и жизни, организуя диалог персон культуры с "персонами” обучения -школьниками. В качестве объекта выступает собственная жизнь школьника. Все используемые средства лишь "провоцируют” обращение к собственным переживаниям по поводу идеалов личности. Четвертый этап. Символы звука и цвета здесь остаются, преобразуясь в структуру действия, музыка и художественные I l l |
257 Путь этот показывается как совокупность событии, в результате которых персоны культуры восходят к чистоте жизненной позиции в соответствии с идеями истины, добра и красоты. Однако заметим, что “биография” есть конкретизация первоначальной идеи портрета. На третьем этапе содержанием становятся идеи творчества и мотивы поступков персоны культуры, которые выдвигаются учителем для адекватного сравнения с жизнью школьников (сравнительная персонификация). На четвертом этапе содержанием являются факты (символические детали) жизни персоны культуры, которые, по идее, сближены с деталями и фактами жизни субъекта образования. Все эго (подчеркнем) постоянно возвращается к идее символического центра для вскрытия сущности духовного пути человека культуры. Средства. Метод символического центра (персонификация) имеет отношение к группе аналитических методов, и потому организуемая им система средств по преимуществу наглядна. Это объясняется аналитическим характером наглядности относительно слова, которое доминирует в образно-символическом методе. Однако в технологии личностно-ориентированного образования ни одно из средств не выступает как отдельное, а всегда функционирует в качестве триединства, наглядности, слова и музыки. Имеется в виду (по Шиллеру), что слово всегда “музыкально и изобразительно”. Итак, на первом этапе изображение персоны представлено репродукцией, с помощью которой учитель вскрывает главную идею жизни персоны в культуре, формулируя ее поэтическим словом и “скрепляя” музыкой. Здесь, очевидно, наглядность, слово и музыка выступают как идеально равные по своему значению. На втором биографическом этапе метода соотношение средств меняется. Здесь главной становится художественная репродукция, представляющая в различных ракурсах запечатленные события пути, как акты творчества, в качестве 258 сопровождающих, здесь действуют слова и музыка (I изображение; 2 слово; 3 музыка). На третьем этапе на доминирующую позицию выходит музыка, чтобы соотнести идеи творчества, мотивы поступков персоны культуры с личной ориентацией школьников, при этом, сопровождаемая художественной наглядностью, она поднимает адекватность понимания на уровень очувствования диалога с помощью слова (1 музыка, 2 слово, 3 наглядность). На четвертом этапе средства обретают действенный характер, ученики соотносят детали (факты) персоны культуры с деталями и фактами собственной жизни (действительный диалог) в форме игры. В игре, в экстремальных ситуациях предлагаемых обстоятельств, с помощью поэтического слова, сценической одежды, декораций, музыки, ученики излагают свою смысложизненную позицию от имени персоны культуры (синтез средств). Фактор второй. Динамика субъект-объектных отношений. В целом если сравнивать образно-символический метод и метод символического центра, то можно указать на качественно иную позицию учителя. Учитель, используя метод символического центра, начинает выполнять роль организатора наблюдения и созерцания репродукций, реальных полотен искусства и жизни, организуя диалог персон культуры с “персонами” образования школьниками. |