Проверяемый текст
Шоган, Владимир Васильевич; Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования (Диссертация 2000)
[стр. 15]

15 мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общение психотерапия.
Концептуальные основы игровых проектов.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра
пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.
Игра свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми,
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание.
В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообучения.
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста [ 133; 135].
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст учебная
[стр. 110]

110 Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра
форма психогенного поведения, т.е.
внутренне присущего, имманентного личности.
Игра пространство ‘‘внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок.


[стр.,111]

Игра свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов.
Способность включаться в игру не связана с .возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Подводя итоги анализа игровых технологий, необходимо подчеркнуть, что авторы, как ни странно, избегают художественного осмысления игры.
В технологии личностно-ориентированного образования игры как этапы моделирования реальности занимают особое место в структурах разных уровней.
Однако высшей точкой модуля любого типа является художественная театрализованная игра, в которой личность школьника наиболее рельефно представлена в духовном коллективе и способна осуществлять “духовное влияние" на других людей.
“Духовное влияние" это существенная потребность личности, и на ее реализацию нацелена модульная технология.
При этом рационально-образный модуль завершается уроком-спектаклем мифологического типа, где осуществляется виртуальное взаимодействие персонажа и личностного “Я" школьника.
Школьник играет “не себя", т.е.
пытается изобразить персонажи мифа, но себя, потому что мифологема есть детство человечества и она синкрмтична.
Этический модуль завершается театрализацией классической направленности, где школьник играет персону вне себя, где сюжет, чужая роль, чужой костюм цель, а речь, движение, жесты, мимика лишь средство.

[Back]