«Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса» [113,36]. «Педагогическая технология это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [113, 208]. «Технология это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» [113, 42]. «Технология обучения это составная процессуальная часть дидактической системы» [113,43]. «Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [113, 44]. «Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм обучения». «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [59, 172[. Как видим, все определения технологии не связаны с саморазвитием субъекта обучения. Создается впечатление, что субъект «чистая доска», что его духовное сознание не имеет идущих навстречу технологии тенденций. Деятельная энергия личности, присущая ей и постоянно обнаруживающая себя в разнящихся состояниях счастья, когда она адекватна миру, либо тоски, скуки, когда она не востребована, мучает маленького человека, требует «поводыря», открывателя, учителя с особым набором приемов, создающих условия саморазвития творчества и духовности. 42 |
87 "I кдагогическая технология совокупность нсихолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационнометодический инструментарий педагогического процесса'’ [321, 204]. “Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса" [321, 36]. “Педагогическая технология это описание процесса достижения планируемых результатов обучения" [321, 208]. “Технология эго искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния" [321, 42]. “Технология обучения это составная процессуальная часть дидактической системы" [321, 43]. “Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" [321, 44]. “Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования". “Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей" [157, 172]. Как видим, все определения технологии не связаны с саморазвитием субъекта образования. Создается впечатление, что субъект “чистая доска", что его духовное сознание не имеет идущих навстречу технологии тенденций. Деятельная энергия личности, присущая ей и постоянно обнаруживающая себя в разнящихся состояниях счастья, когда она адекватна миру, либо тоски, скуки, когда она не востребована, мучает маленького человека, требует 88 “поводыря”, открывателя, учителя с особым набором приемов, создающих условия саморазвития творчества и духовности. Систему приемов, способствующих возникновению качественно определенных состояний саморазвития, возвышающих личность до отношения “Я культура”, мы называем технологией личностно-ориентированного образования. Критерием функционирования технологии личностно-ориентированного образования является процесс саморазвития субъекта образования. 2.3. Анализ технологий личностно-ориентированного образования как факторов модульного построения Личностно-ориентированное образование в контексте воспитания человека культуры рассматривает человека (школьника) как микрокосм, имеющий в себе априори в некотором неразвитом единстве культуру в целом (макрокосм). Впервые за многие десятилетия в нашей стране личность рассматривается как нечто большее, чем культура и природа: “она есть большее, чем культура, она рождает и одухотворяет мир” [32, 34]. Однако, чтобы открыть и одухотворить нечто, личности необходимо открыть себя “родиться”. Человек культуры личность рождается лишь в условиях личностно-ориентированного образования. Он движется (самодвижете я) от неясного, темного состояния (“темная монада”, по Лейбницу) своих духовных интуиций к целостному представлению о себе как микрокосме культуры (“светлая монада”, по Лейбницу) это и есть личность. Его восхождение осуществляется как самодвижение однако с помощью технологического конструкта, определяющего “коридор” для образования души и духа творчества. Подчеркнем еще раз, что создание технологии личностно-ориентированного образования возможно, если понимать ее, как синтетическую, где в тождественной дополнительности объединяются обучение и воспитание, индуктив |