и воспитание, индуктивный и дедуктивный подход и т.д. Все нацелено на открытие духовности личности для творчества в культуре. В нашей стране идея обращенности обучения к личности в целом зародилась еще в 20-е годы XX века в теоретических и практических размышлениях С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля. "Мой идеал, писал С.Т. Шацкий, мозоли на руках и высшая культура" [132, 42]. В этой связи система воспитания С.Т. Шацкого включила элементы материальной, духовной (в том числе эстетической) культуры. Одной из ее важнейших задач являлось изучение взаимного влияния различных видов культуры и установления связи между ними. В работах С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля большое внимание уделялось проблемам "свободного воспитания", где центром становится ребенок. Он "заказывает" себе обучение и воспитание. На этой основе С.Т. Шацким и его единомышленниками были созданы уникальные образовательно-воспитательные центры для детей, "..'.не дети для программ школ, писал С.Т. Шацкий, а программы для детей" [132, 169] и далее: "Что является содержанием воспитания прежде всего сам ребенок, его потребности, интересы и цели, его труд, а затем человек и его деятельность, природа, мир, труд, индивидуальный, физический, умственный... В индивидуальном труде ребенок может проявить особенности творчества, свою оригинальность дарования. Нельзя нивелировать детей в умственном отношении, нужно дать возможность каждому найти свое творчество. В этом процессе труд не противопоставляется искусству труд возвышается до искусства" [132, 14]. Исследователи того времени пытались рассматривать сложные процессы, в которых участвуют средства и методы воспитания человека культуры: "Вызванный произведением образ не есть нечто данное, застывшее, он не возникает путем простого изложения через слово, краски и звуки, из сознания автора, он возникает в процессе проживания, в ко44 |
89 ^ ный и дедуктивный подход и т.д. Бее нацелено на открытие духовности личности для творчества в культуре. В нашей стране идея обращенности образования к личности в целом зародилась еще в 20-е годы XX века в теоретических и практических размышлениях С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля. “Мой идеал, писал С.Т. Шацкий, мозоли на руках и высшая культура” [410, 42]. В этой связи система воспитания С.Т. Шацкого включила элементы материальной, духовной (в том числе эстетической) культуры. Одной из ее важнейших задач являлось изучение взаимного влияния различных видов культуры и установления связи между ними. В работах С.Т, Шацкого, К.Н. Вентцеля большое внимание уделялось ч проблемам “свободного воспитания”, где центром становится ребенок. Он “заказывает” себе обучение и воспитание. На этой основе С.Т. Шацким и его единомышленниками были созданы уникальные образовательно-воспитательные центры для детей, “...не дети для программ школ, писал С.Т. Шацкий, а программы для детей” [410, 169] и далее: “Что является содержанием воспитания прежде всего сам ребенок, его потребности, интересы и цели, его труд, а затем человек и его деятельность, природа, мир, труд, индивидуальный, физический, умственный... В индивидуальном труде ребенок может проявить особенности творчества, свою оригинальность дарования. Нельзя нивелировать детей в умФ ственном отношении, нужно дать возможность каждому найти свое творчество. В этом процессе труд не противопоставляется искусству труд возвышается до искусства” [410, 14]. Исследователи того времени пытались рассматривать сложные процессы, в которых участвуют средства и методы воспитания человека культуры: “Вызванный произведением образ не есть нечто данное, застывшее, он не возникает путем простого изложения через слово, краски и звуки, из сознания автора, он возникает в процессе проживания, в котором участвует и личность учащихся и * восприятие чужого образа” [60, 87]. |