Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, Углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество вопрос, атмосфера романтики; резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей; учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. "Урок. Урок ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, уроктруд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь" [6, 20]. Нам кажется, что гуманистический пафос технологии, а также просматривающаяся процессуальная направленность рельефно выявляет идею особой атмосферы, особых приемов, особых ситуаций, в контексте которых ребенок способен открыть свои духовные интуиции. Без сомнения, автор имеет в виду методическое обеспечение и других этапов саморазвития личности школьника, однако это лишь "наметки", над которыми абсолютно доминируют идея мотивационности. 48 |
92 технологии на открытие именно этой сферы: .искусство любви к детям, детское счастье наша главная позиция, и далее, урок-солнце, урок-дружба, урок-творчество, урок-жизнь” [7, 10] все это лишь состояния, в которых только и может начинаться работа над воспитанием человека культуры. Можно сказать, что технология Ш.А. Амонашвили не имеет в себе рационально-чувственных и смысловых структур, а принадлежность к начальной школе еще более подчеркивает ее мотивационный характер. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. Ребенок высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты могущество и безграничность. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе. Здесь выделены важнейшие умения и способности, и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.). Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество вопрос, атмосфера романтики; 93 резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей; учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки это “костыли хромой педагогики”; вместо количественной оценки качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. “Урок. Урок ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Уроксолнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь” [8, 20]. Нам кажется, что гуманистический пафос технологии, а также просматривающаяся процессуальная направленность рельефно выявляет идею особой атмосферы, особых приемов, особых ситуаций, в контексте которых ребенок способен открыть свои духовные интуиции. Без сомнения, автор имеет в виду методическое обеспечение и других этапов саморазвития личности школьника, однако эго лишь “наметки”, над которыми абсолютно доминируют идея мотивационмости. В нашей технологии личностно-ориентированного образования в целом мотивационная структура лишь “начало пути”, “открытие”, “дверь” в культуру и в себя. В данном случае она предполагает более рациональное, более строгое построение мотивационного начала любого качества отношения “человек культура”. Т.е. это качественно определенное процессуальное конструирование процесса мотивации, начиная с уровня урока (микромодуль мотивации) до блока уроков в личностно-значимой теме и особого тотального модуля мотивации в начале каждого учебного года. |