В модульной технологии личностно-ориентированного обучения рационально-чувственный модуль (модуль персонифицированного анализа) рассматривает мир культуры и искусства как объект. Символический язык культуры представлен в его анализе персонами культуры. Персона культуры через свою деятельность концентрировано (обобщенно) выражает целостность определенной эпохи. Персоны культуры оставляют свои инвариантные "следы" в ее пространстве в качестве символов и личностных знаков. Восхождение по ступеням их жизни как по образцам, переживание их творческих откровений, оставленных культуре в форме символов, и есть анализ первоначального тотального образа целостного отношения "Я и культура", "Культура и Я". Причем в модуле персонифицированного анализа инвариантные модели жизни персон культуры соотносятся с помощью специальных приемов с осмыслением моделей жизни школьников. Образное, "очувствованное" знание, как нечто внешнее, рождает потребность субъекта обучения в обращении к внутреннему личностному смысловому анализу символов культуры. В предлагаемой нами технологии смысло-поисковый этап саморазвития субъекта, организуемый смысло-поисковым модулем, приходит на смену предыдущему рационально-чувственному этапу. В существующих сегодня технологиях личностноориентированного обучения организация смыслового анализа наиболее глубоко представлена в технологии "Диалога культур" (B.C. Библер С.Ю. Курганов) [69,10]. Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии "Диалога культур" сам диалог предстает не только как сред58 |
102 еловых и событийных формах. Обращение к культуре и искусству через их специфический язык, дало бы возможность автору более ясно, иерархически выверенней построить и содержание, и совокупность используемых технологий. В модульной технологии личностно-ориентированного образования рационально-чувственный модуль (модуль персонифицированного анализа) рассматривает мир культуры и искусства как объект. Символический язык культуры представлен в его анализе персонами культуры. Персона культуры через свою деятельность концентрировано (обобщенно) выражает целостность определенной эпохи. Персоны культуры оставляют свои инвариантные “следы” в ее пространстве в качестве символов и личностных знаков. Восхождение по ступеням их жизни как по образцам, переживание их творческих откровений, оставленных культуре в форме символов, и есть анализ первоначального тотального образа целостного отношения "Я и культура”, "Культура и Я”. Причем в модуле персонифицированного анализа инвариантные модели жизни персон культуры соотносятся с помощью специальных приемов с осмыслением моделей жизни школьников. Образное, “очувствованное” знание, как нечто внешнее, рождает потребность субъекта образования в обращении к внутреннему личностному смысловому анализу символов культуры. В предлагаемой нами технологии смысло-поисковый этап саморазвития субъекта, организуемый смысло-поисковым модулем, приходит на смену предыдущему рационально-чувственному этапу. В существующих сегодня технологиях личностно-ориентированного образования организация смыслового анализа наиболее глубоко представлена в технологии “Диалога культур” (B.C. Библер-С .Ю . Курганов) [193, 10]. Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии “Диалога |