Проверяемый текст
Шоган, Владимир Васильевич; Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования (Диссертация 2000)
[стр. 61]

жет эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемноконфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до "вечных" человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е.
таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты,
игровые ситуации, дискуссии и т.п.)" [134, 24].
Мы привели столь обширное характерологическое описание технологии “Диалога
культур” для того, чтобы охватить все аспекты этой наиболее глубокой методической системы.
Для понимания данной технологии необходимо еще расшифровать известную философскую позицию относительно человека культуры.
Человек культуры есть ее микрокосм.
Культура с ее символами его
"зеркало".
В диалоге с культурой субъект обучения восходит к пониманию судьбы культуры как собственной судьбы.
Это и есть открытие смысла культуры в бытийственном диалоге макрокосма и микрокосма.
Диалог культур, диалог двух миров мира культуры и мира субъективной духовности, на этом существенном взаимопроникновении и построена технология B.C.
Библера, С.М.
Курганова
"Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего поддержания личности".
На этой основе весь процесс освоения культуры начинается, разворачивается вокруг основных "точек удивления" "удивление в себе" для обучения, удовлетворяется это удивление посредством пережитых символов культуры.
По существу в смысловых актах осуществляется процесс моделирования будущего самотворчества.

62
[стр. 105]

105 бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.
5.
Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры.
Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге (“амбивалентности”) этой культуры и в межкультуриом диалоге.
6.
Автор программ для каждого класса педагог.
Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную “проблему-воронку”, могущую стать именно в данном случае основой десятилетней программы обучения.
Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры в их целостном диалогическом сопряжении.
И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно по замыслу сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.
Особенности методики Создание ситуации диалога.
В.В.
Сериков отмечает, что “введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению — базовых знаний, коммуникативного опыта, установки иа самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е.
тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до '‘вечных” человеческих про

[стр.,106]

106 блем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е.
таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты,
ифовые ситуации, дискуссии и т.п.)” [323, 24].
Мы привели столь обширное характерологическое описание технологии “Диалога
культур“ для того, чтобы охватить все аспекты этой наиболее глубокой методической системы.
Для понимания данной технологии необходимо еще расшифровать известную философскую позицию относительно человека культуры.
Человек культуры есть ее микрокосм.
Культура с ее символами его
“зеркало“.
В диалоге с культурой субъект образования восходит к пониманию судьбы культуры как собственной судьбы.
Это и есть открытие смысла культуры в бытийственном диалоге макрокосма и микрокосма.
Диалог культур, диалог двух миров мира культуры и мира субъективной духовности, на этом существенном взаимопроникновении и построена технология B.C.
Библера, С.М.
Курганова
“Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего поддержания личности” [193, 10].
Па этой основе весь процесс освоения культуры начинается, разворачивается вокруг основных “точек удивления” “удивление в себе” для образования, удовлетворяется эго удивление посредством пережитых символов культуры.
По существу в смысловых актах осуществляется процесс моделирования будущего самотворчества.

В нашей технологии смысловой модуль выполняет эту важнейшую задачу и функционирует на основе “Диалога культур”, имея свою систему средств, методов и форм.
В предлагаемой нами технологии смысло-поисковый модуль, являясь этапом организации саморазвития, включает в себя идею “точек удивления”.
Однако они понимаются детским сознанием и самосознанием в качестве созер

[Back]