культуры, а сознание и самосознание школьника ’’светится" уже отраженным светом. Среди разнообразия технологий значительное место занимает так называемые игровые технологии. Нас интересует эта область технологических структур с точки зрения создания посредством игры культурносредового пространства, в котором и возможно моделирование жизнетворчества. Создатели игровых технологий выделяют следующие функции игры: развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Большинству присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову) [133,20]: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (’’поле творчества"); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение”); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. 64 |
108 отражается в других представителях культуры, а сознание и самосознание школьника “светится” уже отраженным светом. Среди разнообразия технологий значительное место занимает так называемые игровые технологии. Нас интересует эта область технологических структур с точки зрения создания посредством игры культурно-средового пространства, в котором и возможно моделирование жизнетворчества. Создатели игровых технологий выделяют следующие функции игры: развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову) 421, 20]: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (“поле творчества”); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых лич |