рез существенное и смысловое сравнение обоих духовных представлений с символами актуальной культуры к особой экстремальной ситуации, рождающей потребность жизнетворчества. О необходимости такого рода выхода в "жизнь" говорят создатели почти всех технологий личностно-ориентированного обучения. Итак, анализ существующих в настоящее время технологии личностно-ориентированного обучения дает возможность сделать вывод о том, что в каждой из представленных технологий отображен и абсолютизирован лишь один из возможных этапов технологии личностноориентированного обучения. Все этапы в целом представляют завершенное качество саморазвития субъекта обучения, результатом которого является рождение в его духовном познании отношения личность культура. Таким образом, мы считаем, что существует некоторый общий подход к теории построения личностно-ориентированного обучения, созданный для организации саморазвития субъекта обучения. Выводы по главе 1. 1. Рассмотрение современных тенденций развития образовательных технологий показывает, что в настоящее время одним из наиболее эффективных подходов к обучению является внедрение личностноориентированного обучения. 2. Показано, что личностно-ориентированное обучение необходимо понимать как синтетическую технологию, в котором происходит взаимопроникновение обучения и воспитания, реализуются индуктивный и дедуктивный подходы в обучении. 3. Анализ существующих технологий личностноориентированного обучения позволяет сделать вывод, что в них реализуются отдельные стадии творческого саморазвития учащегося, хотя главной целью видится его комплексное саморазвитие в соответствии с личностными особенностями. 69 |
Смысловой —эстетический модуль рождает театр переживания, построенный на чувственном самовыражении через жест, мимику, пластику, музыку, поэзию. Практический модуль восходит к реалистической театрализации, в которой весь путь художественных театрализованных форм снимается в его структуре. Однако реалистический театр это лишь начало практического модуля, он модель будущего опыта практического жизнетворчества, которое осуществляется в контексте модуля. Акты жизнетворчества под контролем и коррекцией модульных методов есть, по нашему мнению, педагогическое достижение модульной технологии личностно-ориентированного образования. Представление о духовной жизни личности, полученные через освоение символов культуры, могут опробироваться в специфическом, искусственно создаваемом пространстве театра как вида искусства. Различные виды театрализации от мифологической до реалистической это система состояний творчества, в которых личность имеет возможность создавать условную микросреду культуры, творить в ней, влиять светом своего творчества на других людей. В структуре предлагаемой нами технологии личностно-ориентированного образования театр вершина технологического действия, эффективность которого дает возможность осуществить переход в реальную жизнь. Этап саморазвития субъекта образования, где личность попадает в процесс подготовки к жизни в культуре. В модуле “проповеди" личность проходит обратный путь в сравнении с мотивацией. От обобщающего образа “личность культура" через существенное и смысловое сравнение обоих духовных представлений с символами актуальной культуры к особой экстремальной ситуации, рождающей потребность жизнетворчества. О необходимости такого рода выхода в “жизнь" говорят создатели почти всех технологий личностно-ориентированного образования. Итак, анализ существующих в настоящее время технологий личностноориентированного образования дает возможность сделать вывод о том, что в каждой из представленных технологий отображен и абсолютизирован лишь один из возможных этапов моудльной технологии личностно-ориентированного образования. Все этапы в целом представляют завершенное качество саморазвития субъекта образования, результатом которого является рождение в его духовном познании отношения личность культура. Таким образом, мы считаем, что существует некоторый общий подход к теории модульного построения личностно-ориентированного образования, созданный для организации саморазвития субъекта образования. В ней интегрировано представлены: М акромодульI. Мотивационный модуль как первый этап технологии (отобраз крытие представлений о духовности субъекта). II. Образный модуль (второй этап) создание образа отношения (человек культура). Макромодуль III. Рационально-чувственный модуль (третий этап) ассоанализ циативное переживание “символической картины" культуры (персонифицированный анализ сотворчество). 1У.Смысло-поисковый модуль четвертый этап диалог культур, создание представлений о личности как микрокосме культуры (самотворчество). Макромодуль V. Опытно-моделируюший модуль (игра творческий диадействие лог). VI. Модуль-проповедь (шестой этап) переживание опережающей модели жизнетворчества. VII.Событийно-практический модуль практика, жизнетворчество. |