Проверяемый текст
Шоган, Владимир Васильевич; Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования (Диссертация 2000)
[стр. 72]

Природосообразное воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности функционального развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей, в движении, в игре, в познании, в общении с людьми и природой в творчестве, обеспечивает преемственность детского развития.
«Принцип личностного подхода, пишет далее Е.В.
Бондаревская, определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса»
[22, 24].
В соответствии с этим подходом законы «духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат
равным ориентиром в воспитательной деятельности.
Всестороннее изучение
личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а саморазвитие важным показателем его эффективности» [23, 14].
Все приводимые теоретические положения являются методологическим основанием для технологического принципа организации
личностно-ориентированного обучения.
Это объясняется тем, что он определяет технологию как многоуровневый
комплекс, опирающийся на процесс саморазвития субъекта обучения.
Одной из важнейших задач предлагаемой технологии
личностноориентированного обучения является открытие сферы духовного сознания человека культуры, эта направленность технологии обращает ретроспективные модели культуры в средства, пробуждающие духовные состояния субъекта обучения.
Еще одно из важнейших направлений
технологии личностноориентированного обучения это то, которое призвано связывать обучение с жизнью.
Жизнь в культурной среде это ее созидание, творчество и самовлияние (воспитание других как самовоспитание), все это осуществляется в русле принципа связи с жизнью и практикой.
[стр. 118]

118 ной сущностей.
Это выдвигает в качестве основной функции гуманистического воспитания принцип природосообразности и принцип индивидуально-личностного подхода” [257, 22].
В качестве методологического критерия принцип природосообразности индивидуального подхода, без сомнения, имеет отношение к технологическому принципу программирования, однако его определяющее влияние в большей степени обращено к принципу организации.
Выдвинутые Е.В.
Бондаревской теоретические направления мы хотим ввести в “прокрустово ложе” практического процесса.
Е.В.
Бондаревская пишет: “Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и в согласии с природой” [257, 23].
Природосообразное воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности функционального развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей, в движении, в игре, в познании, в общении с людьми и природой в творчестве, обеспечивает преемственность детского развития”.

Для нас важнейшим является понимание принципа природосообразности, обращенного к “удовлетворению доминантных потребностей ребенка” по той причине, что принцип организации конкретизирует природосообразность субъекта образования до психических ритмов в соответствии с временами года, а также с технологическим обеспечением адекватным детству, отрочеству и юности.
“Принцип личностного подхода, пишет далее Е.В.
Бондаревская, определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса”
[257, 24].
В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат
главным ориентиром в воспитательной деятельности.
Всестороннее изучение


[стр.,119]

личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а саморазвитиеважным показателем его эффективности” [49, 14].
Все приводимые теоретические положения являются методологическим основанием для технологического принципа организации.

Это объясняется тем, что он определяет технологию как многоуровневый
модульный комплекс, опирающийся на процесс саморазвития субъекта образования, открывающего себя для жизнетворчества.
Одной из важнейших задач предлагаемой технологии
является открытие сферы духовного сознания человека культуры, эта направленность технологии обращает ретроспективные модели культуры в средства, пробуждающие духовные состояния субъекта образования.
Таког о рода подход требует методологического оснащения, которое содержится в определяемой Е.В.
Бондаревской функции ‘'идентификации” .
Она, в частности, пишет: “Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.
Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации”.
И далее уже более определенно: “В нашем понимании культурная идентификация это установление подобия между собою и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре” [49, 15].
Определение данной функции создает методологические основания для технологического принципа актуализации, механизм которого как раз и построен на идеях “проживания собственной жизни в формах культурного бытия народа” .
И, наконец, еще одно из важнейших направлений модульной технологии личностно-ориентированного образования, которое призвано связывать образование с жизнью.
Жизнь в культурной среде это се созидание, творчество и самовлияние (воспитание других как самовоспитание), все это осуществляется под эгидой технологического принципа практизации.
Методологической основой этого принципа модульной технологии является функция “социализации”, определенная Е.В.
Бондаревской: “...важнейшей функцией образования являет119

[Back]