Проверяемый текст
Шоган, Владимир Васильевич; Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования (Диссертация 2000)
[стр. 73]

Методологической основой этого принципа является функция «социализации», определенная Е.В.
Бондаревской: ”...важнейшей функцией обучения является социализация, т.е.
обеспечение
усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта,
свидетельствующего о его нормальном, безболезненном вхождении в жизнь общества.
Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общении в определенной культурной среде"
[23, 16].
Принцип связи с жизнью и практикой в технологии личностноориентированного обучения имеет в основе своего механизма идею жизненности и творчества.
Он нацеливает на созидание системы ситуаций, в которых осуществляется бытовой контакт субъекта обучения (учащегося) с субъектами реальной жизни.
В технологии личностно-ориентированного обучения действуют следующие принципы, способствующие эффективной ее реализации: 1) принцип программирования; 2) принцип организации; 3) принцип актуализации; 4) принцип творческой деятельности; 5) принцип связи с жизнью и практикой.
Остановимся на каждом из них.
Принцип программирования.
Технология личностно-ориентированного
обучения это целостная система, объединяющая содержание, средства, методы и формы развития человека.
Важнейшим, основополагающим ее аспектом является построение содержания.
Введение содержательной культурной программы в структуру технологии осуществляется по особым правилам программирования.
Программирование содержания обусловлено базовым принципом программирования, над которым настраивается
вся система принципов технологии.
74
[стр. 9]

9 1.
Вначале личность открывает в себе состояние духовности посредством вступления в отношения с другой личностыо.
2.
“Сладостное'1переживание в себе творческого начала мотивирует к сотворчеству и самотворчеству.
3.
Восхождение по этим ступеням рождает потребность в жизнетворчестве.
Вообще становление школьника личности (принцип личностного подхода) в личностно-ориентированном образовании указывает на проективный его характер относительно жизни.
Школа создает проект духовного освоения мира, формируя отношение личности к жизни в пространстве духовного бытия.
* Актуальность модульной технологии воспитания человека культуры заключена, на наш взгляд, еще и в том, что субъект образования (духовный коллектив) должен запечатлеть в своем духовном сознании модели, с позиций которых он будет способен адаптироваться в возможном пространстве культуры.
“Воспитательной функцией образования является социализация, т.е.
обеспечение,
усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта, свидетельствующем о его безболезненном вхождении в жизнь общества.
Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общении в определенной культурной среде'1[49,
8].
Здесь главное это непосредственная связь духовных состояний, возникающих в условиях образования с реальностями действенной жизни культуры.
Необходима особая система “ситуаций", в которых осуществляется бытийственный контакт субъекта образования с субъектом актуальной культуры.
“Только личность, по словам И.
Бердяева, живет и творит в культуре" [31,160].
Для русской традиции характерно то, что личность осуществляет себя в условиях духовного “соборного коллектива".
Духовный коллектив это взаимоотражение личностей, в котором каждая, проецируя себя на других, как бы созерцает в “зеркале" их духовности свое отражение, “Излить свет на другого" для получения “ответного свечения", в этом взаимопроникновении личность творит себя.
Система пережитых духовных ситуаций взаимоотражения в духовном коллективе, с которым личность могла бы

[стр.,120]

120 ся социализация, т.е.
обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта,
свидетельствующее о его нормальном, безболененном вхождении в жизнь общества.
Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общении в определенной культурной среде”
[49, 16].
Принцип практизации модульной технологии личностно-ориентированного образования имеет в основе своего механизма идею жизиетворчества.
Здесь главное эго непосредственная связь духовных состояний, возникающих в условиях образования с реальностями действительной жизни культуры.
Принцип практизации нацеливает на созидание системы ситуаций, в которых осуществляется бьттийственный контакт субъекта образования с субъектом актуальной культуры.
Таким образом, теория личностно-ориентированного образования создает методологические предпосылки для определения практических регулятивов (принципов) модульной технологии.
Как уже отмечалось в модульной технологии личностно-ориентированного образования действуют следующие процессуальные принципы: 1) принцип программирования; 2) принцип организации; 3) принцип актуализации; 4) принцип творческой деятельности; 5) принцип практизации.
Принципы технологии личностно-ориентированного образования мы предполагаем рассмотреть в трех ракурсах: 1.
Содержательный ракурс действия принципа.
2.
Субъект-объектные отношения (учитель ученик) в контексте действия принципа.
3.
Саморазвитие субъекта образования в контексте действия принципа.
Принцип программирования Технология личностно-ориентированного
образования это целостная система, объединяющая содержание, средства, методы и формы воспитания человека культуры.


[стр.,121]

121 Важнейшим, основополагающим ее аспектом является построение содержания.
Введение содержательной культурной программы в структуру технологии осуществляется по особым правилам программирования.
Программирование содержания обусловлено базовым принципом программирования, над которым настраивается
взаимоопределяясь вся система принципов технологии.
Программирование в сущности это отражение в содержательных структурах технологии духовного самодвижения субъекта образования.
Поскольку, как мы выше подчеркивали, жизнедеятельность личности в культуре есть процесс ее инобытия (существование “духа” под предметными формами другого), то содержание образования, отображающее систему символов и инвариантов культуры, конструируется в соответствии со структурой возможного пути (духовного коллектива), обусловливая этой своей организацией процесс саморазвития субъекта.
По своему существу “программирование” есть выстраивание процессуальной иерархии символов познаваемой культуры.
В этом контексте (т.е.
как форме инобытия субъекта) культура является средством, обусловливающим и канализирующим, внешним образом детерминирующим и организующим, направляющим и структурирующим, “векторное поле” развития личности.
Программирование содержания, с формальной точки зрения, осуществляется модульным конструктом, таким образом, содержание приобретает системный характер посредством многоуровневых модульных форм.
Жесткая организация содержания имеет смысл только на уровне абстрактных инвариантных форм (т.е.
в своей стратегии), в непосредственном педагогическом процессе конкретное содержание вариативно и пластично.
Эта содержательная форма инобытия личности, активизирующая духовное сознание, по его заказу наполняет духовные состояния (интуиции) конкретным канализирующим содержанием.

[Back]