Открываясь друг другу (в акте отношения обращения) для духовных отношений, учитель и ученик только и способны участвовать в личностноориентированном образовательном процессе. Открытие субъекта объекту обучения и, наоборот, есть первая форма, называемая мотивацией (модуль мотивации, который в качестве исходного момента предполагает равенство людей в «зеркале» культурной жизни). Событийный, этап организации наиболее важный и результирующий, где духовный коллектив и личность участвуют в событии, которое вводит образовательный процесс в состояние синтеза субъекта и объекта (учителя и ученика). Это выражается в том, что ученик сам становится субъектом и объектом обучения и сотворчества. Учитель становится соавтором духовного самотворчества школьников. Организацию такого рода качественного восхождения мы называем событийно-творческим этапом. Таким образом, принцип организации определяет еще и систему методов технологии личностноориентированного обучения, которые действуют в каждом отдельном случае, создавая условия для определенного уровня субъект-объектных отношений. В целом же принцип организации определяет всю совокупность форм, методов и средств и представляет образовательный процесс как многоуровневый комплекс. Система средств, методов и форм обращена к организации коллективных мнений, коллективных диалогов, духовноколлективных влияний. Принцип организации определяет условия для содержания системы средств, методов и форм, которые имеют определенную структуру содержания, выступают в качестве условий создания атмосферы субъектобъектных отношений и, наконец, согласно принципу организации создается целостный комплекс ситуаций, обеспечивающих эффективность протекания учебного процесса в школе. 80 |
132 инобытие жизни, возводя личность на первую ступень жизнетворчества. На этой основе принцип организации определяет еще один уровень классификации средств: слово, живопись, музыка, театр, субординируя их в соответствии с имманентными тенденциями этапа развития духовности. Ракурс рассмотрения принципа организации ~ духовная атмосфера субъект-объектных отношении (учитель-ученик) Здесь организация субъект-объектных отношений есть организация духовных отношений. Принцип организации предполагает, что в технологии личностно-ориентированного образования образовательное качество, рождающее отношение, должно начинаться с самораскрытия субъекта (духовный коллектив личность, как носителя инвариантных свойств, ценностей и идеалов личности) и объекта (учитель). Открываясь друг другу (в акте отношения обращения) для духовных отношений, учитель и ученик только и способны участвовать в личностио-ориентироваином образовательном процессе. Открытие субъекта объекту и наоборот (для первоначального взаимосозерцания) и есть первая форма, называемая мотивацией (модуль мотивации, который в качестве исходного момента предполагает равенство людей в “зеркале” культурной жизни). Далее, по нашему мнению, личность школьника готова возвести это отношение (себя открытия) в мир всеобщих ценностей культуры. Учитель на этом этапе, который мы назвали образным, показывает свое отношение к культуре, олицетворяя, в известном смысле, культуру собственной личности, соотнося создаваемое душевное состояние с открытым духовным познанием личности школьника. Это опосредованное отношение субъекта и объекта через мир культуры мы называем образным этапом (модуль-образ). Далее, вместе с обращением к “мы” субъекта образования, учитель занимает объективную позицию, раскрывая структуру становления духовного коллектива и личности в культуре. Вместе с духовным коллективом как субъектом культуры, духовный коллектив класса восходит к переживанию внешнего для него субъектного опыта как своего, уподобляясь ретроспективным аналогам. Развитие ассоциативных переживаний духовного сознания, определенное принципом организации в особый этап, есть модуль коллективноперсонифицированного характера. Ассоциативные переживания по поводу жизнедеятельности субъектов культуры инициируют к переживанию субъектом образования собственной судьбы. На этой стадии технологии принцип организации определяет форму, в которой школьник переживает судьбу своего духовного коллектива или собственную судьбу в соответствии с возрастным этапом. Творческое переживание символов, олицетворяющих целостные явления культуры посредством персонификации рождает состояние, в котором субъект образования “уподобляется” субъектам культуры и начинает рассматривать свою судьбу в контексте судьбы культуры. Гештальтное видение своей судьбы переводит субъект образования на следующий этап технологии. На этом этапе учитель, представлявший персонифицированные типы субъектов культуры, выходит из сферы гештальтов культуры и создает условия для переживания собственной судьбы коллектива и личности в их смысловом контексте. Судьба здесь понимается как квинтэссенция мира культуры, как имманентное тождество субъекта образования с субъектами культуры. Данный этап организации технологии мы называем смысло-поисковым модулем (модуль судьбы). Учитель в нем становится “сталкером”, лишь обуславливающим самостановление субъекта образования. Следующий, событийный, этап организации наиболее важный и результирующий, где духовный коллектив и личность участвуют в событии, которое вводит технологический процесс в состояние синтеза субъекта и объекта (учителя и ученика). Это выражается в том, что ученик сам становится субъектом и объектом события для акта действенного сотворчества. Событийный этап всегда театрализирован. Школьник, создавая образы персон культуры в игре, восходит вместе с ним на новый уровень духовности. Учитель становится соавтором духовного самотворчества школьников. 134 Организацию такого рода качественного восхождения мы называем событийно-творческим модулем. И, наконец, взошедшая на новый уровень духовности личность “светоносна” , она способна и готова отдавать свой свет и видеть свои духовные состояния в других людях, испытывая при этом счастье духовных отношений. Процесс организации предполагает такого рода “проповеднический” этап, где главным является счастье духовного влияния, счастье отражения собственной духовности субъекта образования в реальной субъекте актуальной культуры. Такого рода этап технологии мы называем проповедью (модуль проповедь). Здесь важно, что субъект образования в акте проповеди, становясь конкретным действием, воплощается в жизнедеятельность реального коллектива. Однако атмосфера субъект-объектных отношений не возникает сама собой. Каждый этап формы (образ-анализ-действие) обеспечивается определенными методами. Таким образом, принцип организации определяет еще и систему методов технологии, которые действуют в каждом отдельном модуле, создавая условия для определенного уровня субъект-объектных отношений. В самом общем виде эго: 1. Метод создания образа (синкретизм субъект-объектных отношений). 2. Метод персонификации (метод символического центра) доминирование объекта над субъектом. 3. Метод поиска личного смысла (метод “керна1 ') доминирование субъекта над объектом (ученик-учитель). 4. Событийный метод организация духовного события рождение нового уровня духовности (синтез субъекта и объекта). В цепом ж е принцип организации определяет всю совокупность форм, методов и средств и представляет образовательный процесс как многоуровневый модульный комплекс, выделяя при этом в качестве структурной единицы лично-значимую тему, где рождается качество элементарного отношения. |