Таким образом, содержательный ракурс принципа практической направленности представлен как "зеркальное отражение" учебных репродуктивных средств (миф, искусство, игра), реальной природы, настоящего искусства, действительных отношений с представителями субъекта культуры. Заметим еще раз, в модульной технологии личностноориентированного обучения практика, наметив жесткую модель реализации определенного отношения, создает основания для следующего жизненного модуля практики, в котором субъект движется самостоятельно. "Заказчиком" содержания обучения является субъект личность, это он от своего непосредственного единичного жизненного опыта, стремится к его всеобщим аналогам, дабы "осветить" всеобщими ценностями истинность своих реальных единичных интуиции жизни. Между тем, в нашем понимании, практика всегда двумерна. Мы имеем в виду, что первый разрез практики это организованная учебная практика, а второй это внедрение учебной практики в эмпиризм. Учитель в первом и во втором практическом случае оказывает различное духовное влияние. Можно сказать, что в организованной учебной практике он духовный наставникфилософ, осуществляющий руководство самодвижением субъекта обучения к воспоминанию о всеобщих разрезах культуры, освоенных в учебном блоке. Здесь очевидным является то, что учебная практика это апробирование абстрактных моделей образования, во второй практике позиция учителя меняется: из "открытой", она переходит и "скрытую". Педагогическая роль приобретает качественно иной характер, из духовного наставникафилософа учитель превращается в "мудреца", который делится своим личным опытом любви, деятельности и дружбы. Завершенная практика состоит из трех подуровней, которые развиваются в русле известной триады: «раз (созерцание природы), анализ |
171 ний), в практике это творчество реальных отношений, любви, творчества и дружбы. В итоге хотелось бы заметить, что без природного возникновения образа отношений, без моделирования этих отношений в содержании реального искусства, субъект практики не способен осуществить творчество реальных отношений с миром актуальной культуры. Таким образом, содержательный ракурс принципа практизации представлен как “зеркальное отражение'1учебных репродуктивных средств (миф, искусство, игра), реальной природы, настоящего искусства, действительных отношений с представителями субъекта культуры. Заметим еще раз, в модульной технологии личностно-ориентированного образования практика, наметив жесткую модель реализации определенного отношения, создает основания для следующего жизненного модуля практики, в котором субъект движется самостоятельно по аналогичным этапам (природаобраз, искусство-анализ, реальные отношения действие), но, подчеркнем еще раз, уже абсолютно самостоятельно, опытно апробируя свое отношение. Считаем необходимым сделать три существенных замечания: 1. Когда мы говорим о практике живого восприятия личностью природы и произведений искусства, то имеем в виду не содержание и умозрение как свойств личности будущего, а “функцию” воображения, как результат развития у ребенка интеллектуальной и чувственной интуиции (о чем обстоятельно будет сказано в главе о средствах). “Субъект технологии” неразвитостью своих свойств ire готов к открытой, непосредственной “встрече” с искусством и природой, поэтому это отношение опосредуется репродуктивными формами. 2. Процесс образования осуществляет становление системы мироотношения: “человек мир”, а его практическая моделирующая деятельность осуществляется в сфере “мироощущений”, поэтому при посредстве принципа практизации мы можем говорить о связи двух тотальных принципов мироотношения и мироощущения. 172 3. Инвариантный “контур связи” образования и практики выглядит следующим образом: от единичного практического опыта школьника к соответствующим всеобщим формам в модуле процесса образования, а от них снова к практике, но уже к содействию всеобщего и единичного. “Заказчиком” содержания образования является субъект личность, это он от своего непосредственного единичного жизненного опыта, стремится к его всеобщим аналогам, дабы “осветить” всеобщими ценностями истинность своих реальных единичных интуиций жизни. Схема движения субъект-объектпых отношений (учитель-ученик) в модульной технологии в контексте принципа практизации Практика (инвариантная схема) I П IV Образ Анализ Действие Между тем, в нашем понимании, практика всегда двумодульна... Мы имеем в виду, что первый модуль практики это организованная учебная практика, второй модуль это внедрение моделей учебной практики в эмпиризм реальных отношений в культуре. 173 Учитель в первом и во втором практическом модуле оказывает различное духовное влияние. Можно сказать, что в организованной учебной практике он духовный наставник философ, осуществляющий руководство самодвижением субъекта образования к воспоминанию о всеобщих моделях культуры, освоенных в учебном блоке. Здесь очевидным является то, что учебная практика это апробирование абстрактных моделей образования. Во второй практике позиция учителя меняется: из “открытой”, она переходит в “скрытую”. Педагогическая роль приобретает качественно иной характер, т.е. из духовного наставникафилософа учитель превращается в “мудреца”, который делится своим личным опытом любви, деятельности и дружбы. Таким образом, целостный блок-модуль практики представлен двумя подмодулями: 1. Учебной практикой при “жестком” духовном наставничестве учителя, в основе которого “коридор” абстрактных духовных модулей учебного блока. 2. Практикой реальных отношений, в которой “скрытая” позиция учителя, создающей условия для самостоятельного опытного опробирования субъектом образования духовной модели, реально освоенной в учебной практике. В этом смысле учебная и реальная практика существуют, развиваясь как единый механизм, строго подчиненный логике внедрения, суть которой переход от опыта очувствования абстрактных моделей (учебная практика), к опыту переживания абстрактных моделей в конкретной практике непосредстЕюнных отношений. Уточним содержательность субъект-объектных отношений в непосредственном модуле практики в целом и в ее микромодулях. Напомним, что завершенный модуль практики состоит из трех микромодулей, который развивается в русле известной триады: образ (созерцание природы), анализ (созерцания искусства), действие (коммуникативные отношения субъекта практики). |