его заключена в том, что его структура снимает в себя структуры методов, работающих на предыдущих этапах самодвижения субъектов обучения, создает особую творческую действенную ситуацию, в которой субъект имеет возможность проявить свой творческий потенциал. Таким образом, закономерность соответствия методов технологии этапам саморазвития духовного сознания субъекта является практическим механизмом принципа организации и дает возможность организовать самодвижение субъекта обучения по направлению к идеалам культуры и жизни. Закономерность движения к творческому действию в технологии личностно-ориентированного обучения В советской педагогике долгое время исповедовался деятельностный подход к образованию. Деятельность являлась основой развития памяти, мышления, воображения, то есть основных свойств сознания. Для личности основу ее деятельности составляет самосознание (духовное дознание). Духовное сознание личности есть совокупность состояний, актуализирующихся в переживаниях. Переживание возникает в момент духовного действия. Духовное действие есть в свою очередь "бытийственный диалог” субъекта на разных стадиях движения его творческой деятельности. Движение к действию, организованное различными этапами технологии, есть "необходимое, устойчивое, повторяющееся” технологическое явление закономерность, конкретизирующая принцип творческой деятельности. Здесь можно говорить, что движение к переживанию как компоненту самосознания и есть движение к творческому действию. Суть закономерности заключена в том, что любой процессуальный акт технологии как многоуровневого комплекса не будет завершен, если 100 |
ховного сознания субъекта также соответствует творческий (опытнопрактический) метод технологии. Суть его заключена в том, что его структура снимает в себя структуры методов, работающих на предыдущих этапах самодвижения субъектов образования, создает особую творческую действенную ситуацию, в которой субъект имеет возможность проявить свой творческий потенциал. Таким образом, закономерность соответствия методов технологии этапам саморазвития духовного сознания субъекта является практическим механизмом принципа организации и дает возможность организовать самодвижение субъекта образования по направлению к идеалам культуры и жизни. Механизм динамики “средств* искусства в методической “триаде* “В начале было слово..”. Художественное слово как существенное единство [425, 195] выступает в “начале” оформителем и организатором “образного” созерцания. Оно же “формулирует” символику чувственных состояний субъекта. В дальнейшем развитии “средств”, на стадии анализа, “изобразительность” качественно определяется, “заведуя” процессом очувствования содержательных форм культуры и интерьера непосредственого бытия личности. Этой выразительной наглядности форм противопоставляется имманентная содержательность музыкальных средств, ведущая учеников к внутреннему смыслу (состояний) “человека культуры” (личности), переживающих свое бытие в культуре (и “Культуру” в своей духовности). В этой противоположности “изобразительности” и “музыкальности” слово ~ вторично, оно лишь опосредует “самовыражение” этих “доминантных” форм, “скрыто” ведя их к синтезу. В соответствии с “магической триадой” единством Красоты, Добра и Истины модульный процесс ведет к Единству в поэтическом слове, в заключительном творческом акте сопереживания личностью своего духовного сродства с миром. «Слово» здесь являет “Правду” жизни, а «Изобразительность» и ю з “Музыкальность” создают гамму эмоциональных состояний единства Добра и Красоты. Пример: идея “смерти-рождения” (как момента судьбы личности) в ее высшей сокральной форме изначально предстает перед учеником во “фрагменте” — образа мирского Пути Христа, затем образа его трагического финала (казни и смерти) и, наконец, образе вознесения Его Духа. Таким образом, механизм закономерности динамики средств в модульной технологии развивается по следующей схеме в соответствии со стадиями самодвижения творческой деятельности субъекта образования. Стадия Стадия возникновения Образ сотворчества Анализ [слово] [живопись] Стадия творческого диалога Действие Единство слова, музыки, живописи Стадия самотворчества (музыкг лово] Подчеркнем еще раз, в модульной технологии в силу специфики субъекта образования средства искусства всегда выступают в триединстве слова, наглядности и музыки, удовлетворяя его тенденции умозрения-мирочувствования. Закономерность движ ении к творческому действто в модульной т ехнологии личностно-ориентированного образовании В советской педагогике долгое время исповедовался деятельностный подход к образованию. Деятельность являлась основой развития памяти, мышления, воображения, то есть основных свойств сознания. 194 Для личности основу ее деятельности составляет самосознание (духовное сознание). Духовное сознание личности есть совокупность состояний, актуализирующихся в переживаниях. Переживание возникает в момент духовного действия. Духовное действие есть в свою очередь “бытийственный диалог” субъекта на разных стадиях движения его творческой деятельности. Движение к действию, организованное различными этапами модульной технологии, есть “необходимое, устойчивое, повторяющееся” технологическое явление закономерность, конкретизирующая принцип творческой деятельности. Здесь можно говорить, что движение к переживанию как компоненту самосознания и есть движение к творческому действию. Суть закономерности заключена в том, что любой процессуальный акт модульной технологии как многоуровневого комплекса не будет завершен, если он не достиг действенной ситуации диалога\ в которой рождается переживание. Можно сказать, что переживание есть “субстрат” действия. Инвариантное движение к результату закономерности осуществляется от символического образа, через чувственное моделирование к творческому диалогу-действию. Ситуация действенного диалога в различных формах рождает состояние духовного восхождения. Совершившая духовное действие личность восходит на новую ступень самосознания (на новую ступень духовности). В момент совершения действия субъект технологии и его духовное сознание “живет” ... 1. Стадия пробуждения духовности, организованная модулем, движется к действенному диалогу (переживанию собственной пробужденной духовностью (театр внутреннего диалога). |