Проверяемый текст
Гараев Самир Нариман оглы. Процесс оптимизации системы многоуровневого государственного управления в условиях российского федерализма (Диссертация 2009)
[стр. 149]

положений направленных как на совершенствование правового регулирования системы органов исполнительной власти субъекта РФ, так и на проблемы связанные с определением принципиальных подходов к формированию компетенции данных органов исполнительной власти.
Первое.
Органы государственной власти субъектов Федерации, будучи заинтересованными в максимально эффективном развитии соответствующей территории, могут и должны в пределах своей компетенции
уже сейчас определять систему и структуру своих органов исполнительной власти наиболее эффективным образом, ориентируясь на следующие подходы: необходимо рационализировать вмешательство государства в экономику, обеспечив оптимальное участие органов исполнительной власти в регулировании рынка; требуется организационное разделение функций разработки правил и предоставления услуг: недопустима ситуация, когда один и тот же орган сам регулирует, сам работает по этим правилам, сам себя контролирует; нельзя не учитывать ограниченность управленческих возможностей человека.
В теории
это называется принципом ограниченной I рациональности .
На практике он выливается в следующую норму управляемости: в прямом подчинении одного лица должно находиться 5 9 человек;
реорганизация системы и структуры органов исполнительной власти должна проводиться без излишней спешки, так как быстрая реорганизация с высокой вероятностью приведет к неуправляемости, перебоям в предоставлении государственных услуг.
Второе.
Реализация указанных подходов к модели системы и структуры органов исполнительной власти
с учетом изложенных выше 149 153 См., например: Брайан А.
Индуктивное мышление и ограниченная рациональность // Экономический вестник Ростовского государственного университета.
2003.
Т.
1.
N 3.
С.
53 6 1 ; Тутов Л.А., Шаститко А.Е.
Ограниченная рациональность: проблемы системности определения в междисциплинарном контексте // Общественные науки и современность.
2005.

N 2.
С.
117 127 и др.
[стр. 74]

власти региона.
С федерального уровня какая-либо модель не навязывается напрямую как императивная.
Вместе с тем имеется ряд факторов, влияющих на нее, положение Конституции России о единой системе органов исполнительной власти и требования, обусловленные нормами Федерального закона от 6 октября 1999 г.
Согласно п.
7 ст.
26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Федерации, должны содержать положения, предусматривающие, в частности, права и обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации по осуществлению соответствующих полномочий, в том числе право по определению структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющих указанные полномочия, и назначению руководителей таких органов.
Как отмечалось выше, из этой нормы следует возможность (хотя и не обязательность) двух ограничений федеральными законами прерогатив высшего должностного лица: возможность федеральных органов исполнительной власти согласовывать структуру органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих соответствующие полномочия (а «делегированных» полномочий становится все больше и больше), и право руководителя федерального органа исполнительной власти согласовывать назначение на должность руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В заключении отметим, что, как представляется, сами органы государственной власти субъектов Федерации, будучи заинтересованными в максимально эффективном развитии соответствующей территории, могут и должны в пределах своей компетенции определять систему и структуру своих органов исполнительной власти наиболее эффективным образом, ориентируясь на следующие подходы: необходимо рационализировать вмешательство государства в экономику, обеспечив оптимальное участие органов исполнительной власти в регулировании рынка; требуется организационное разделение функций разработки правил и предоставления услуг: недопустима ситуация, когда один и тот же орган сам 74

[стр.,75]

регулирует, сам работает по этим правилам, сам себя контролирует; нельзя не учитывать ограниченность управленческих возможностей человека.
В теории
эго называется принципом ограниченной рациональности1.
На практике он выливается в следующую норму управляемости: в прямом подчинении одного лица должно находиться 5 9 человек.

Реализация указанных подходов к модели системы и структуры органов исполнительной власти должна,
по нашему мнению, включать в себя следующие элементы: 1.
Формирование органов выработки политики и нормативного регулирования (далее условно министерств) по основным направлениям государственной политики.
Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование и разработку политики в области своей специализации; 2.
Исполнительно-распорядительные функции должны быть переданы агентствам, то есть органам, ответственным за реализацию долгосрочных программ, координацию и обеспечение деятельности государственных учреждений и предприятий, за непосредственное оказание публичных услуг физическим и юридическим лицам.
В зависимости от характера решаемых задач агентство (это условное название, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации оно может быть и другим) может быть подведомственно министерству или иметь межведомственный характер.
Более глубокая специализация агентств позволит повысить способность полиптчески регулятивного отраслевого органа обеспечивать достижение поставленных целей, поскольку в отношении специализированного одноцелевого агентства легче определить ответственного и легче выявлять результат.
3.
Должно быть предусмотрено наличие, условно говоря, «базовой управленческой основы» деятельности системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Имеется в виду организационное обеспечение и 1 См.: Тутов JI.A ., Ш аститко А .Е.
Ограниченная рациональность: проблем ы системности определения в меж дисциплинарном контексте // О бщ ественны е науки и современность.
2 0 0 5
.-№ 2 .
с.
117.
75

[стр.,179]

128.
Тутов JI.А., Ш аститко А.Е.
Ограниченная рациональность: проблемы системности определения в междисциплинарном контексте // Общественные науки и современность.
2005.

№ 2.
129.Усягин А.
Противоречия и проблемы современного территориального устройства России // Федерализм.
2005.
№ 4.
130.
Федеративное устройство: Тематический подбор материалов Коммерсантъ-Власть.
2008.
№ 5.
131.
Чертков А.Н.
М еханизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повыш ение эффективности осуществления государственной власти // Законодательство и экономика.
2007.
№ 1.
132.
Чертков А.Н., П лю гина И.В.
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика.
2006.№ 2.
133.Ш ишова Ж.А, Централизация: каковы пределы? // Законодательство и экономика.
2007.
№ 1.
134.Ю даева К.
Единство страны: договорной федерализм // Ведомости.
2005.
—9 июня.
135.
Якушева А.В.
Правовая природа взаимодействия органо государственной власти Российской Ф едерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета.
2006.
№ 10.
] 36.
Яндиев М .
М инфинова уха // Российская бизнес-газета.
—2008.
№662.
4.
И нт ернет -ресурсы \ 136.
Transparency International: Россия спустилась со 120-го места на 143-е из 160 и оказалась в компании с Гамбией, Индонезией и Того.
Индекс коррупции в России составил 2,3 пункта по 10-балльной шкале.
// www.polit.ru/news/2008/06/30/corrupt.html.

[Back]