Проверяемый текст
Баликоев Заурбек Валерьевич. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Диссертация 2007)
[стр. 33]

конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указание на наличие предметов ведения у государственных органов имеется и на подзаконном уровне.
Так п.
5 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»49 предусматривает, что в процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По мнению А.Н.
Черткова, компетенцию не следует смешивать с предметами ведения или сферами компетенции, а использование понятия «предметы ведения» применительно к компетенции органа государственной власти является неоправданным.
«Было бы более обоснованно, приходит к выводу А.Н.
Чертков, ограничиться использованием понятия «полномочия» органа государственной власти»50.
Подобный подход нашел место и в законодательстве.
Так в Бюджетном кодексе Российской Федерации используется формула: в связи с осуществлением органом государственной власти «полномочий по предметам ведения» федерации, субъекта Российской Федерации или предметам совместного ведения соответственно (ст.
14, 84, 85, 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный 33 49утв.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред.
от 07.07.2006) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст.
3895.
50 Чертков А.Н.
Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции // Журнал российского права, 2004, № 2; см.
также Воробьева С.В.
Компетенция как инструмент государственно-правового регулирования.
Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н.
Тамбов, 2007, с.
13, 26-27.
[стр. 46]

и ебную; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; единство системы государственной власти; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий и др.
Все эти принципы тесно связаны между собой и являются основополагающими при реализации государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Государственный суверенитет, как известно, является неотъемлемым свойством любого государства.
В связи с этим, в Конституции РФ достаточно четко обозначен принцип государственного суверенитета России как единого и неделимого и распространяемого на всю ее территорию.
Принцип распространения суверенитета на всю территорию Российской Федерации предполагает верховенство и единство системы власти Федерации и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще для всех физических и юридических лиц на территории Российской Федерации (за исключением лиц, обладающих 1 дипломатическим иммунитетом).
Этот принцип предполагает распространение различных суверенных прав Российской Федерации на всю ее территорию.
Однако при этом, необходимо учитывать то обстоятельство, что данные суверенные права Российской Федерации должны сочетаться с правами ее субъектов в зависимости от разграничения предметов ведения и полномочий согласно Конституции Российской Федерации и российскому законодательству.
В конце XX века тезис первого президента Российской Федерации Б.Н.
Ельцина о том, что «республики могут брать суверенитета столько, сколько захотят», был реализован на самом широком уровне и в прямом смысле этого 1См.: Горбунов И.
М.
Основополагающие начала организации исполнительной власти в субъекте Российской Федерации // Современные проблемы государственного управления: Сборник статей / Под общ.
ред.
В.К.
Егорова, В.М.
Герасимова.
М., 2002.
С.
35.
46

[стр.,48]

федеральных ими нормативных правовых актов действующему российскому законодательству.
Одним из основополагающих принципов демократической организации современного государства является принцип еления властей.
В большинстве субъектов Федерации этот принцип положен в основу развития демократической государственности на конституционном (уставном) уровне .
Принцип разделения властей определяет подход как к устройству исполнительной ветви власти в субъектах Российской Федерации в качестве самостоятельной ветви власти, так и ее связям с федеральной исполнительной властью.
Федерализм важный принцип организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ.
В недалеком прошлом, порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулировался Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Однако с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вышеназванный законодательный акт утратил силу.
При этом в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных дтельную, исполнительную судебную закрепляют статья 6 Конституции Республики Северная Осетия Алания, статья 9 Устава Курской области и т.д., а, например, в Уставе Белгородской области этот принцип не прописан отдельной статьей, хотя организация органов государственной власти этого субъекта РФ ему полностью соответствует.
48

[стр.,65]

Этот контроль может быть возложен на территориальные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Такая модель позволяет значительно сократить количество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Однако федеральные органы исполнительной власти должны сохранять возможность создавать территориальные органы, осуществляющие свои полномочия по предметам совместного ведения, установленные федеральными законами, в случаях, если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют обязанности по осуществлению этих полномочий.
Законодательство может прямо предусматривать отдельные сферы или отдельные полномочия, где требуется создание территориальных органов.
Разграничение полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней развивалось по законодательному и по договорному пути.
Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
предусмотрены ч.
3 ст.
11 Конституции РФ как правовой инструмент разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Соглашения о разграничении полномочий между органами исполнительной власти по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются составной частью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Соглашения о взаимной передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 65

[Back]