Проверяемый текст
Баликоев Заурбек Валерьевич. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Диссертация 2007)
[стр. 43]

заключения «комплексных» договоров, включающих как вопросы разграничения предметов ведения, так и взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти федерального и регионального уровня.
В отличие от государственно-правовых договоров о компетенции, негативная оценка которых получила в итоге свое законодательное подтверждение, административные договоры «помогали решить ряд вопросов развития российских территорий, скоординировать и рационализировать использование ресурсов субъекта Федерации, исходя из его особенностей и не ущемляя общероссийские интересы, уточнять полномочия государственных органов»61.
Имевшие место негативные последствия в этом процессе стали в значительной мере следствием недостатков законодательного регулирования или отсутствия такового по соответствующим вопросам.
Во всяком случае, в начале 90-х годов прошлого века соглашения явились действенным механизмом правового регулирования целого ряда вопросов в отношениях Федерации и ее субъектов.
По смыслу Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» соглашение между федеральными органами исполнительной властии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий представляет собой правовую форму передачи федеральными органами исполнительной властии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий.
Однако, как показала практика, за определенным исключением, соглашения были направлены не на передачу осуществления части полномочий, а, прежде всего, на разграничение полномочий, отличное от / 43 61Чертков Л.Н.
Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика.
2004.
№ 5.
[стр. 65]

Этот контроль может быть возложен на территориальные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Такая модель позволяет значительно сократить количество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Однако федеральные органы исполнительной власти должны сохранять возможность создавать территориальные органы, осуществляющие свои полномочия по предметам совместного ведения, установленные федеральными законами, в случаях, если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют обязанности по осуществлению этих полномочий.
Законодательство может прямо предусматривать отдельные сферы или отдельные полномочия, где требуется создание территориальных органов.
Разграничение полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней развивалось по законодательному и по договорному пути.
Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены ч.
3 ст.
11 Конституции РФ как правовой инструмент разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Соглашения о разграничении полномочий между органами исполнительной власти по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются составной частью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Соглашения о взаимной передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 65

[стр.,67]

то, что перераспределение полномочий усилило экономическое, социальное и политическое неравноправие субъектов Федерации.1Также, по мнению некоторых авторов, договоры о разделении полномочии между центром и субъектами федерации представляли собой лишь форму прямой капитуляции центра перед автономиями и ущемление прав остальных ч областей России2.
Подвергнув анализу договоры о разграничении предметов совместного ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, заключенные в середине 90х годов прошлого столетия, можно прийти к выводу о том, что, в большинстве своем, они являлись средством, позволяющим снять возросшее на тот момент напряжение между федеральным центром и региональными властями, регулятором возникающих противоречий.
Хотя, в тоже время, ошибочным, на наш взгляд, будет недооценивать и ту положительную роль, которую сыграл договорный процесс.
При помощи ряда соглашений удалось урегулировать конкретные социальноэкономические и другие проблемы, которые, в силу разных причин, не успевало охватить федеральное законодательство.
Однако видится, что на сегодняшний день, широко применяемая до недавнего времени практика договоров между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ, исчерпала себя.
В настоящее время акцент делается на федеральное законодательство.
«Разграничение именнофедеральными законами, хочу это особо подчеркнуть, федеральными законами и, прежде всего, федеральными законами предметов ведения и полномочий между федеральным центром и 1 См.: Ульянов В.И.
Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов // Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
(Материалы научно практического семинара).
Отв.
ред.
Г.Н.
Чеботарев.
Тюмень.
2002.
С.
38.
2См.: Там же.
С.
37.
67

[стр.,85]

внешнеэкономических связей субъектов РФ, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов РФ при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.
Глава Республики имеет право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об % осуществлении международных и внешнеэкономических связей от имени республики.
Проект соглашения об осуществлении международных и экономических связей, должен согласовываться с Министерством иностранных дел РФ, а при необходимости и с другими федеральными органами исполнительной власти.
Касательно представительских функций в отношениях с Российской Федерацией можно отметить следующее.
Пункт 3 ст.
11 Конституции РФ гласит, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст.
25 Федерального закона от 24.06.1999г.
«О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»
договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ о с * разграничении предметов ведения и полномочии подписывается Президентом РФ и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.
В рассматриваемом субъекте таким уполномоченным должностным лицом, в соответствии с республиканским законодательством, является Глава Республики Северная Осетия Алания.
Осуществляя взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ, согласно нормам Федерального закона от 17 декабря 1999 85

[Back]