Проверяемый текст
Ермаков, Валентин Филиппович; Управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации: теория, методология, практика (Диссертация 2003)
[стр. 207]

207 3.3.
Правовое обеспечение деятельности потребительской кооперации
и его эволюция Потребительская кооперация, являясь (с точки зрения экономической теории) открытой операционной системой, в процессе хозяйственной и социокультурной деятельности вступает во взаимоотношения, как с другими хозяйствующими субъектами, так и с государством в лице законодательных и исполнительных органов власти.
Отношение к потребительской кооперации со стороны властей за всю историю ее развития было неоднозначным.
В дореволюционной России правительство, с одной стороны, не запрещало деятельность кооперации, а местные власти, особенно на уровне уездов, стоящие ближе к жизненным проблемам населения, даже поддерживали создание потребительских кооперативов.

Потребительские общества рассматривались как благотворительные заведения и находились в ведении Отдела народного здравия и призрения Министерства внутренних дел России.
Вместе
с тем, власти относились к потребительской кооперации с определенным недоверием, что проявлялось на практике в издании инструкций, ограничивающих возникновение и деятельность кооперативов.
Еще в 1897 году был принят Нормальный устав потребительских обществ, который многие исследователи считают первым Законом о кооперации.
В этот период кооператоры искали пути сближения, сотрудничества, солидарности, их усилиями в 1898 году был образован первый национальный центральный всероссийский кооперативный союз, зарегистрированный под названием Московский союз потребительских ♦ обществ.
Положение о Московском союзе потребительских обществ явилось вторым юридическим документом в ряду правовых актов о потребительской кооперации, который закрепил статус МСПО как юридического лица (с 1916 года Центрального Всероссийского союза потребительских обществ (Центросоюза России)), выполнявшего одновременно функции и организационного, и хозяйственного центра потребительской кооперации.
.
Центросоюз проводил курсы по подготовке бухгалтеров и ревизоров для потребительских обществ и их союзов, осуществлял пропагандистскую деятельность, проводил политику по созданию народных театров и библиотек в ф организациях потребительской кооперации, издавал книги, брошюры, три журнала: «Союз потребителей», «Объединение» (для рабочих) и «Общее дело» для крестьян.
[стр. 39]

возрождение культурно-массовой и спортивной работы, активное участие в организации досуга населения, особенно молодежи, создание кружков художественной самодеятельности, кройки и шитья, библиотек, спортивных секций, баров-дискотек, бильярдных, организация фестивалей, конкурсов, спартакиад, проведение встреч ветеранов кооперации; оказание пайщикам и работникам кооперативных организаций санаторнокурортных, медицинских и образовательных услуг за счет средств социального страхования, компенсация затрат на обучение детей пайщиков в учебных заведениях системы; более широкое информирование пайщиков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления о социальной защите пайщиков, льготах сельскому населению, благотворительности.
Считаем, что реализация этих направлений на практике возможна уже в ближайшей перспективе.
Доказательством этого является признание кооперации как социально-ориентированной системы органами власти и другими институтами общества, взаимоотношения с которыми, составляющие правовую основу деятельности потребительской кооперации, рассматриваются в следующем вопросе диссертационной работы.
1.3.
Правовое обеспечение деятельности потребительской кооперации
основа для развития взаимоотношений с органами власти и институтами общества Потребительская кооперация, являясь (с точки зрения экономической теории) открытой операционной системой, в процессе хозяйственной деятельности вступает во взаимоотношения как с другими хозяйствующими субъектами, так и с государством в лице законодательных и исполнительных органов власти.
Отношение к потребительской кооперации со стороны властей за всю историю ее развития было неоднозначным.
В дореволюционной России правительство, с одной стороны, не запрещало деятельность кооперации, а местные власти, особенно на уровне уездов, стоящие ближе к жизненным проблемам населения, даже поддерживали создание потребительских кооперативов.

Вместе с тем, власти относились к # потребительской кооперации с определенным недоверием, что проявлялось на практике в издании инструкций, ограничивающих возникновение и деятельность кооперативов.
39

[стр.,40]

Потребительские общества рассматривались как благотворительные заведения и находились в ведении Отдела народного здравия и призрения Министерства внутренних дел России.
В
первые годы Советской власти государство широко использовало потребительскую кооперацию для снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости.
Практически все население страны считалось членами кооперации.
Широко известен вклад кооперации в экономику страны периода Новой экономической политики (НЭПа).
Однако в 1935 году государство провело национализацию имущества кооперации в городах и на основании постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О работе кооперации в деревне» ограничило зону ее деятельности сельскими территориями страны.
За весь советский период власти относились к потребительской кооперации как к собственному институту без учета особенностей ее социально-экономической природы.
Потребительская кооперация являлась своего рода государственной структурой, что не способствовало развитию ее инициативы.
Правительство того периода не считало необходимым принимать отдельные законодательные акты по вопросам деятельности потребительской кооперации.
Как правило, ее отождествляли с государственной торговлей и на потребительскую кооперацию в полной мере распространялись все нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности государственной торговли.
Более того, даже общественные организации, в частности, профсоюз были общими и для системы потребительской кооперации, и для государственной торговли.
Существенным стимулом для развития кооперативного движения в стране стало принятие в 1988 году Закона «О кооперации в СССР» [154].
При известных положительных последствиях его появления, считаем необходимым отметить, что этот закон автоматически отождествлял потребительскую кооперацию с новыми кооперативами.
Это, по нашему мнению, не способствовало укреплению имиджа потребительской кооперации как особого социально-экономического института, поскольку новые кооперативы имели своей целью получение максимальной прибыли, зачастую в ущерб членам общества.
После распада Советского Союза “Закон о кооперации в СССР” (1988г.) утратил свою силу и потребительская кооперация в России, как, впрочем, и все кооперативное движение оказалась без правовой поддержки.
Возникла реальная угроза существованию ее вертикальной структуры районных, краевых (областных) и 40

[Back]