Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 20]

саморефлексии.
«Подходя феноменологически, мы можем заключить, что опыт переживания здоровья дан нам не изначально, а лишь вторично.
Первичным с этой точки зрения будет опыт недомогания, боли, недуга, слабости, которые могут настичь нас в тот или иной момент времени.
Здоровье же мы впервые начинаем воспринимать как избавление от боли и т.п.
негативных ощущений.
И чем больше таких неприятных ощущений мы переживаем, затем, освобождаясь от них, тем более многомерными, более объемными становятся наши представления о здоровье»1.
Естественно, что пониманием философии как любви к мудрости предметное самоопределение философии не ограничивается и не исчерпывается ее эвристической потенциал.
После рассмотрения в общих чертах вопроса о том, что такое
мудрость философского мышления, перейдём к более глубокому вопросу о природе философии.
Поиск философского основания
решения проблемы здоровья связан с определением предмета и статуса самой философии и составляет отдельную и достаточно сложную философскую проблему.
Что должна изучать философия бытие или ценностное отношение к бытию, жизнь или мысли о жизни? Правомерны ли претензии философии стать над жизнью и бытием? Какая модель философии является более адекватной глубинному пониманию жизни
и здоровья гносеологическая или онтологическая, аксиологическая или экзистенциальная, религиозная или позитивистская? Как избежать односторонностей в философском познании и добиться целостного взгляда на жизнь и на проблему здоровья человека? Гносеологическая трактовка философии ущербна.
Одну из своих работ Н.
Бердяев начинает с обвинения гносеологии.
«Гносеология есть выражение сомнения в силе и оправданности философского познания.
Гносеология есть раздвоение, подрывающее возможность познания.
Кто отдал свои силы гносеологии, тот редко доходит до онтологии.
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал познавать познание.
Так и на
1 Юдин Б Г.
Степанова Г.Б.
Здоровье человека как предмет междисциплинарного знания //Главврач.
№б.
2004 20
[стр. 44]

44 1.2.
Предметное самоопределение философии После рассмотрения в общих чертах вопроса о том, что такое биоэтика, каковы её специфические проблемы, перейдём к вопросу о природе философии.
Поиск философского основания
биоэтики связан с определением предмета и статуса самой философии и составляет отдельную и достаточно сложную философскую проблему.
Действительно ли биоэтика чужда философии или, наоборот, она должна полностью раствориться в философии и даже заменить ее? Что должна изучать философия бытие или ценностное отношение к бытию, жизнь или мысли о жизни? Правомерны ли претензии философии стать над жизнью и бытием? Какая модель философии является более адекватной глубинному пониманию жизни гносеологическая или онтологическая, аксиологическая или экзистенциальная, религиозная или позитивистская? Как избежать односторонностей в философском познании и добиться целостного взгляда на жизнь? Одну из своих работ Н.
Бердяев начинает с обвинения гносеологии.
«Гносеология есть выражение сомнения в силе и оправданности философского познания.
Гносеология есть раздвоение, подрывающее возможность познания.
Кто отдал свои силы гносеологии, тот редко доходит до онтологии...
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал познавать познание.
Так и на
всём познавательном пути его перед ним продолжает стоять познание, а не бытие...
Речь идет о переходе к самому предмету, к самой жизни»1.
Научно обоснованная рефлексия философских оснований биоэтики требует определенного понимания предмета современной философии.
Поэтому необходимо содержательно сформулировать предмет философии, чтобы можно было выявить мировоззренческую природу биоэтики и её роль в осмыслении «границ допустимого манипулирования» жизнью и смертью человека, соотношения морали и права, прав человека и прав гражданина.
Предмет 1 Бердяев Н.
О назначении человека // Опыт парадоксальной этики.
М., 2003.
С.
25.

[Back]